Токсичность: ГОСТовские нормы

Какие нормы токсичности отработавших газов действуют в Украине?

Какие нормы токсичности отработавших газов действуют в Украине?

Виталий, Одесская обл.

Ныне в нашей стране временно используются нормы токсичности двигателей внутреннего сгорания (ДВС), существующие еще со времен СССР: ГОСТ 17.2.2.03-87 для бензиновых моторов и ГОСТ 21393-75 – для дизелей.

Согласно им в выхлопе бензиновых двигателей измеряется количество монооксида углерода (СО) и углеводородов (СН), дизельных – СО, СН и дымность (количество твердых частиц).

При контроле машин с бензиновым ДВС величина СО измеряется при оборотах холостого хода (норма – не более 1,5%) и при повышенных (не более 2,0%). Эти нормы действуют при техническом обслуживании и техосмотре. При контрольной проверке токсичности в дорожных условиях допускается показатель СО на холостом ходу до 3%.

Величина дымности дизелей измеряется при максимальных оборотах коленвала на холостом ходу. Она не должна превышать 15%, а в режиме свободного ускорения двигателя (увеличении оборотов мотора от минимальных до максимальных за 1-2 с) – не более 40% для атмосферных дизилей и не более 50% – для агрегатов с турбонаддувом.

Новые стандарты ДСТУ 4277-2004, разработанные в Украине, устанавливают допустимые значения токсичности ДВС в зависимости от марки и типа применяемого топлива (бензина, газа), а также наличия в машине каталитического нейтрализатора и его типа. Этот стандарт должен вступить в силу 1 января 2006 года.

По новым стандартам, для авто без нейтрализаторов допустимое содержание СО в любых условиях составляет: при минимальных оборотах холостого хода – 3,5%*, при повышенных – 2,0%.

У машин с нейтрализатором окислительного типа величина СО не должна превышать 1,0%, а величина СН – 600 объемных частей на миллион (600 млн.-1).

У авто с 3-компонентным нейтрализатором величина СО при минимальных оборотах холостого хода (800 об/мин) не должна превышать 0,5%, а при повышенных (2200 +/–100 об/мин) – 0,3%.

Для бензиновых ДВС, проходящих обкатку (не более 3000 км пробега), предельные нормы токсичности увеличены на 20%.

Отметим, что определить «на глазок» тип нейтрализатора и марку используемого в двигателе топлива нельзя. Эти данные будут указаны в техническом паспорте, которым планируется снабжать каждый эксплуатируемый в Украине автомобиль.

Главная особенность ДСТУ и ГОСТов в том, что они являются эксплуатационными стандартами, т. е. предусматривают контроль токсичности всех ТС, находящихся в эксплуатации.

*Для машин, зарегистрированных в Украине до 1.10.1986 г., допустимое содержание СО составляет 4,5%

Подготовили Юрий Дацык, Владимир Корницкий

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.