Топливный рынок: Топливные перемены

Последние 15 лет отечественный топливный рынок активно развивается – пройден путь от невзрачных АЗС, укомплектованных старым оборудованием, до современных технологичных заправочных комплексов. Мы нашли ключевые изменения, произошедшие за это время.

Последние 15 лет отечественный топливный рынок активно развивается – пройден путь от невзрачных АЗС, укомплектованных старым оборудованием, до современных технологичных заправочных комплексов. Мы нашли ключевые изменения, произошедшие за это время.

С 1997 года топливный рынок начал преображаться. В ходе массовой приватизации АЗС в 1994–1997 гг. почти вся заправочная сеть страны перешла в руки частников. Оборудование АЗС и топливные стандарты были устаревшими. Примерно с 1999 года началось повальное «брендирование» рынка – в Украине появились такие компании, как WOG, «Лукойл», «ОККО», «ТНК» и другие. Рынок становился более цивилизованным – в 1999 году приняли стандарты для дизельного топлива, а через два года обновили и бензиновые – исчез этилированный бензин, ужесточились требования к содержанию серы в бензине и дизтопливе. Росло количество АЗС. В компаниях поняли, что клиенту недостаточно только купить горючее, ему нужен еще и сервис – чистый туалет, магазин и т. п. С учетом всего этого появились целые заправочные комплексы. А тем временем цены потихоньку ползли вверх. Стоимость «пятого» бензина с 60 коп. за литр (1997 год) увеличилась до 2,2 грн. (2000 год). Ближе к 2007-му, когда автоимпортеры «настроили» свой рынок, в Украину нескончаемым потоком устремились новые иномарки. Современные машины требовательны к качеству горючего, что, скорее всего, и способствовало принятию новых топливных стандартов. Так, в 2007 году появились нормы Евро 4. С этого же года начали выводить на украинский рынок брендированное топливо с различными присадками. И если в 1997 году крупные компании только зарождались, то к 2012-му их насчитывалось уже около 20-ти. В Украине появились бренды с мировым именем. Сегодня в сети АЗС нашей страны – около 6500 заправок. Этого достаточно, чтоб обес­печить топливом весь имеющийся у нас автопарк.

1997 г. 2012 г.

1997 г.

2012 г.

Топливные стандарты

Было
До 2001 года в Украине действовали топливные стандарты советского образца: бензиновый ГОСТ 2084-77 (с января 1979 г.) и дизельный ГОСТ 305-82 (с января 1983 г.). Бензин тогда делили на летний и зимний. В топливе допускалось наличие свинца, что пагубно действовало на все живое. «Дизель» был трех видов – летний, зимний и арктический. Массовая доля серы составляла 0,2-0,5% в зависимости от класса ДТ.

До 2001 года в Украине действовали топливные стандарты советского образца: бензиновый ГОСТ 2084-77 (с января 1979 г.) и дизельный ГОСТ 305-82 (с января 1983 г.). В 1999 г. приняли новый дизельный стандарт – ДСТУ 3868-99, а бензиновый обновили в 2001 г., утвердив ДСТУ 4063-2001

Стало
В 1999 г. приняли новый дизельный стандарт – ДСТУ 3868-99, а бензиновый обновили в 2001 г., утвердив ДСТУ 4063-2001. С этого же года бензин перестали делить по сезонам и наложили табу на свинец. В 2007 г. без отмены предыдущих стандартов приняли новые – ДСТУ 4839:2007 для бензина и ДСТУ 4840:2007 для дизтоплива (Евро 4). Солярку же разбили на 5 позиций согласно температуре окружающей среды. В обоих стандартах уменьшили допустимое количество серы.

Сервис

Было
15 лет назад отечественные АЗС и понятие «сервис» были несовместимы. На тогдашних заправках клиент занимался самообслуживанием. Так, оплатив топливо в кассе через окошко, автолюбитель сам заправлял свою машину. О мытье окон и пожелании «счастливого пути» и речи быть не могло.

15 лет назад отечественные АЗС и понятие «сервис» были несовместимы. На тогдашних заправках клиент занимался самообслуживанием. Нынешние автомобилисты, особенно женщины, используют сервис «на всю катушку». Причем водитель при желании даже может не выходить из машины, передав деньги в кассу через «пистолетчика».

Стало
Нынешние автомобилисты, особенно женщины, используют сервис «на всю катушку». Причем водитель при желании даже может не выходить из машины, передав деньги в кассу через «пистолетчика». Автовладельцам предлагают бесплатные услуги: подкачать колеса, залить воды для мойки стекол и т. п. Появились чистые туалеты, любезный персонал и пожелания «счастливого пути».

Топливные комплексы

Было
Раньше на АЗС можно было только заправить автомобиль. О наличии магазина, кафе, мойки или шиномонтажной станции даже не мечтали. 2-3 топливные колонки, разбитый асфальт да сомнительное горючее – тогдашние реалии на территории заправки.

Раньше на АЗС можно было только заправить автомобиль. Сегодня большинство автозаправочных станций правильнее называть АЗК – автозаправочные комплексы.

Стало
Сегодня большинство автозаправочных станций правильнее называть АЗК – автозаправочные комплексы. То есть, помимо самой АЗС, на территории могут располагаться магазины, кафе, мойки и т. п. В некоторых крупных комплексах встречаются даже прачечные и душевые кабины.

Топливные присадки

Было
Не было. Если не учитывать «левые» присадки, которые использовали нечистые на руку торговцы, то горючее продавалось в чистом виде без всяких моющих и чистящих добавок. В то же время популярностью среди автовладельцев пользовались присадки для самостоятельной доливки в бак. Чаще всего они предназначались для повышения октанового числа бензина.

Не было. Если не учитывать «левые» присадки, которые использовали нечистые на руку торговцы, то горючее продавалось в чистом виде без всяких моющих и чистящих добавок. Практически каждая сеть АЗС предлагает топливо с присадками – моющими и смазывающими.

Стало
Практически каждая сеть АЗС предлагает топливо с присадками – моющими и смазывающими. Кроме того, некотрые присадки позволяют уменьшить расход топлива и минимизирует экологическую нагрузку на внешнюю среду. Такой бензин обычно дороже стандартного и имеет собственное название. Делается он из топлива, отвечающего стандартам Евро 4 и Евро 5. Присадки добавляются на местных нефте­базах или на АЗС.

Цены

Было
В 1997 году стоимость литра бензина марки АИ-95 составляла… 60 коп., что в долларовом эквиваленте равнялось $0,3. В 2000 году цена увеличилась до 2,20 грн. при этом стоимость в американской валюте повысилась незначительно – до $0,5.

АИ-95 – 0,60 грн./1 л

ДТ – 0,50 грн./1 л

Стало
За последние четыре года цена бензина А-95 увеличилась практически вдвое. Так, в 2008 году литр бензина стоил 6,20 грн. (около $1,2), в 2011-м – 10,40 грн. (около $1,3), а сегодняшняя цена составляет 10,70 грн. (около $1,3) То есть в последнее время стоимость топлива в долларовом эквиваленте практически не менялась.

Топливный ассортимент

Было
15 лет назад действующими ГОСТами предусматривалось существование четырех видов бензина – А-72, А-76, АИ-93, АИ-95. «Дизель» был один. В стандартах 2001 года перечень марок бензина следующий: А-76, А-80, А-92, А-95 и А-98. Сжиженным газом торговали отдельные предприятия.

15 лет назад действующими ГОСТами предусматривалось существование четырех видов бензина – А-72, А-76, АИ-93, АИ-95. В новых стандартах, выпущенных в 2007 году (их еще называют Евро 4 из-за соответствия экологическим нормам), бензин марок А-76 и А-80 отсутствует.

Стало
В новых стандартах, выпущенных в 2007 году (их еще называют Евро 4 из-за соответствия экологическим нормам), бензин марок А-76 и А-80 отсутствует. Остальные названия – А-92, А-95 и А-98 получили приставку «Евро». Теперь, например, «пятый» бензин называется А-95 Евро. Дизельное также имеет соответствующую стандартам приставку. Стало появляться брендированное топливо.

Бренды

Было
В 1994–1997 гг. происходила массовая приватизация государственных АЗС. Новые хозяева называли их на свой вкус – «Мариам», «Мс Ойл» и т. д. Некоторые компании копировали логотипы и стилистику европейских брендов, тогда еще не знакомых отечественным потребителям. Большинство заправок носило универсальное название – «Бензин».

   

Стало
Сегодня в Украине представлено около 250 топливных брендов. Самые крупные сети автозаправочных станций принадлежат национальным компаниям WOG, «ОККО», ANP, «Авиас», «УкрНафта» и др., региональным – «Параллель», «КЛО», «Атан» и др. и международным – «Лукойл», «ТНК», Shell. Они делят между собой около 60% топливного рынка нашей страны. Международные бренды продолжают появляться в Украине: недавно на наш рынок пришли две компании – английская ВР и азербайджанская SOСAR.

Количество АЗС

Было
15 лет назад на рынке Украины насчитывалось около 2000 заправок, укомплектованных пятнадцати–двадцатипятилетним оборудованием. К 2006 году большинство АЗС модернизировано. Общее количество увеличено до 4300 заправок. Если для езды по городу заправок хватало, то выезд на трассу сопровождался риском остаться без топлива.

Стало
В 2012 году в Украине насчитывается уже около 6500 автозаправочных станций. В последнее время наблюдается модернизация старых АЗС, расположенных в черте населенных пунктов, и строительство новых современных заправочных комплексов на загородных трассах.

Иван Терентьев
Фото из архива редакции

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.