«Уши» для магнитолы

Даже самая дорогая аудиосистема в машине неполноценна без антенны. Что нужно учесть при ее выборе и установке, чтобы радиоприемник продемонстрировал все свои возможности?

«Телескоп» требует места для механизма привода. Короткие штыревые антенны лучше устанавливать на крышу. Комбинированная система для магнитолы и системы ориентирования. В Renault Twingo антенна крепится в корпусе зеркала заднего вида.

Даже самая дорогая аудиосистема в машине неполноценна без антенны. Что нужно учесть при ее выборе и установке, чтобы радиоприемник продемонстрировал все свои возможности?

Автомобильные антенны, встречающиеся в отечественных автомагазинах и на рынках, можно классифицировать по способу трансформации полученного сигнала и по месту установки. По первому признаку они делятся на активные и пассивные. Отличительная особенность активных наличие электронного блока, обеспечивающего усиление принимаемого сигнала, а иногда и регулировку его уровня. Такой антенне требуется электропитание от бортовой сети автомобиля. Пассивные просто принимают сигнал и по кабелю передают его к радиоприемнику. Практически все антенны рассчитаны на прием длинных, средних, коротких и ультракоротких радиоволн.

По месту установки антенны можно разделить на внутрисалонные и наружные. Последние, в свою очередь, делятся на постоянные (врезные и с креплением на водосточный желоб) и временные (на магнитном основании). В качестве принимающего элемента в автоантеннах используют металлические нити (внутрисалонные активные антенны), цельные или телескопические штыри. «Телескопы» могут выдвигаться вручную или с использованием электропривода. Штыревые могут быть съемными и жестко прикрепленными к основанию.

Требования

При выборе антенны основными факторами, которые нужно учитывать, будут марка и модель магнитолы и регион эксплуатации автомобиля. С дешевой китайской магнитолой даже исключительно эффективная антенна не позволит получить хороший звук, а вот ухудшить качество звучания хорошей магнитолы с помощью плохой антенны вполне возможно.

Требования к антеннам зависят от того, в городе или за городом эксплуатируется автомобиль. За городом важна максимальная чувствительность и максимальное усиление сигнала. В городе сигнал мощных радиостанций может оказаться избыточным для слишком чувствительной антенны, что приведет к перегрузке входного тракта радиоприемника и появлению шумов и свистов. Поэтому из активных антенн и для города и для трассы подходят модели с регулировкой коэффициента усиления, осуществляемой автоматически или вручную.

Антенны разных типов имеют разную чувствительность на определенных диапазонах, поэтому желательно также определиться, какие станции вы будете слушать. Наибольшее количество станций, передающих развлекательные и информационные передачи, в УКВ- и FM-диапазонах. На длинных и средних волнах выбор станций в наше время очень ограничен.

Особенностью УКВ-диапазона является возможность уверенного приема сигнала на расстоянии не более 50 – 60 км от передающей станции. Мощность сигнала ограничивается искусственно, чтобы не перекрывались зоны его приема от расположенных в разных регионах станций. Если автомобиль в основном используется в городе, лучше установить активную внутрисалонную антенну, которая хорошо защищена от злоумышленников и обеспечивает нормальное качество приема в диапазонах FM и УКВ. При частых дальних поездках лучше использовать наиболее чувствительную штыревую врезную антенну большой длины.

Особенности монтажа

Антенну несложно установить самостоятельно, но лучше доверить этот процесс специалистам. Оптимальный вариант – обратиться к установщику еще до приобретения «музыки». Специалисты, как правило, определяют техническую пригодность выбранных компонентов для монтажа в конкретную модель, начиная с возможности крепления до качества изготовления. Многие мастера могут помочь выбрать подходящий комплект (магнитола, антенна, акустика) с учетом собственного опыта работы с теми или иными магнитолами и антеннами.

При установке антенн своими силами, особенно врезных, руководствуйтесь правилом «семь раз отмерь – один раз отрежь» (то есть просверли). Устанавливая внутрисалонную антенну, обязательно нужно тщательно подготовить место, к которому она будет приклеена. Лучше всего сначала вымыть поверхность средством для чистки стекол, затем протереть специальными салфетками (в комплект хороших антенн входят салфетки для обезжиривания и протирания насухо). Провода от антенны можно спрятать под обшивку потолка или уплотнитель стекла, накладку передней стойки и затем завести за переднюю панель.

Выбирая место для установки врезной антенны, учитывайте, что длина ее кабеля должна быть как можно меньше сигнал ослабевает на пути от антенны к приемнику. Для установки потребуется специальный инструмент, антикоррозионная обработка краев отверстия и качественная герметизация места стыка антенны с кузовом. Специальные фрезы для прорезания отверстий под антенну довольно дорогие, их можно взять напрокат, например, у установщиков радиоаппаратуры.

Корпус внешней антенны обязательно должен иметь хороший контакт с кузовом (так называемое зануление), иначе антенна превратится в кусок обыкновенного провода.

 Мнение эксперта  

Игорь Григоренко. Директор компании «Ингвар Инжиниринг». Стаж работы с радиоаппаратурой – 27 летИгорь Григоренко
Директор компании «Ингвар Инжиниринг». Стаж работы с радиоаппаратурой – 27 лет

Антенны, представленные в Украине, отличаются существенным разбросом параметров и недостаточной стабильностью качества. У некоторых производителей две антенны одной и той же модели, купленные в разное время, могут обеспечивать совершенно разное качество приема сигнала. Поэтому предпочтительнее покупать изделия известных мировых производителей или следовать совету специалиста-установщика. Для телескопических антенн очень важна точность изготовления, а недорогая китайская продукция ею не славится. Впрочем, качество звука зависит не только от антенны, но и от магнитолы. Недорогая продукция, собранная из некачественных комплектующих с посредственными акустическими системами, также будет «звучать» плохо даже с отличной антенной.

 Достоинства и недостатки активных и пассивных антенн
Активная + Легко реализуется функция регулировки чувствительности сигнала
+ Позволяет компенсировать малый размер чувствительного элемента
– Усиливают не только полезный сигнал, но и помехи, поэтому соотношение сигнал/шум у них хуже, чем у пассивных
– Необходимо дополнительное питание антенны
Пассивная + Более чистый прием (лучше соотношение сигнал/шум)
+ Большая дальность приема
– Для оптимального приема УКВ-диапазона нужна длина антенны около 1 м

 Преимущества и недостатки антенн в зависимости от расположения и типа крепления
Внутрисалонные антенны
+ Спрятаны от хулиганов
+ Легко устанавливаются (как правило, приклеиваются к лобовому стеклу)
+ Достаточная чувствительность в УКВ-диапазоне для эксплуатации в городе
– Чувствительность ниже, чем у наружных антенн
– Сложнее вытирать стекло из салона
– Хуже работают при приеме станций в диапазоне длинных волн из-за малой длины активных элементов
Врезные антенны
+ Лучшие характеристики приема сигнала
+ Не представляют интереса для воров, т. к. снять без повреждения нельзя
– Могут быть повреждены на мойке, при проезде под деревьями
– Сверление отверстий под установку антенны требует последующей антикоррозионной обработки этого участка
– Телескопические элементы требуют периодической очистки и смазки, иначе велика вероятность выхода механизма из строя
Антенны на магнитном основании
+ Хорошие характеристики приема сигнала
+ Легко снять в случае необходимости
+ Абсолютно универсальны (подходят для любого автомобиля)
– Могут быть повреждены на мойке, при проезде под деревьями
– Нужно снимать, оставляя машину без присмотра, так как они легко демонтируются злоумышленниками
– Возможно повреждение лакокрасочного слоя даже при наличии резиновой прокладки на основании (из-за перемещения антенны по загрязненной поверхности)
– Кабель от антенны может пережиматься дверью и перемещаться по поверхности
Антенны с креплением на водосточный желоб
+ Хорошие характеристики приема сигнала
+ Легко монтируются
– Могут быть повреждены на мойке, окружающими, при проезде под деревьями
– Относительно легко снимаются злоумышленниками

Александр Ландарь
Фото Сергея Кузьмича

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ