Роботизированные коробки передач: принцип работы и достоинства

Роботизированные коробки передач стали очередной революцией в автопроме – благодаря им машины с двумя педалями теперь доступны даже в бюджетных сегментах авторынка.

1

Трансмиссии с роботами появились на массовых моделях уже более десятка лет назад. Но тогда они были довольно медлительными и у многих вызывали раздражение при использовании.

Сегодня ситуация иная. Рассмотрим современную РКП Easy-R (JS3) на примере Renault Sandero Stepway с 0,9-литровым наддувным двигателем Energy TCe 90.

Роботизированные коробки передач

Небольшая прибавка

Робот-автомат полюбился автопроизводителям за простоту. Если старый добрый классический автомат – это сложный узел с механикой и гидравликой, требующий особого подхода в конструировании всего автомобиля, то робот легко сделать из любой уже существующей механической трансмиссии, нужно лишь добавить к ней пару приводов и блок управления.

Роботизированные коробки передач
Роботизированные механические коробки передач – самый доступный способ дать автоматическую трансмиссию массовому потребителю.

Поэтому робот оказался замечательной возможностью дать популярной модели Renault Sandero Stepway автоматическую трансмиссию, доступную для широкого круга потребителей. Специфика в том, что обычный гидротрансформаторный автомат, не говоря уже о суперсовременной коробке с двумя сцеплениями, делает автомобиль слишком дорогостоящим: классическая АКП с гидротрансформатором в паре с 1,6-мотором добавила бы к ценнику несколько тысяч долларов. А традиционный 5-ступенчатый робот прибавляет к стоимости машины лишь 25 тыс. грн. по сравнению с базовой МКП модели JH3. Но такое удорожание оправдывает дополнительные удобства, которые получает водитель.

Роботизированные коробки передач
Использование трансмиссии с роботом не утяжелило Sandero Stepway. Компоновка моторного отсека – без изменений. Это плюс для себестоимости и конечной цены модели.

Автомат или ручной?

Роботизированная коробка избавляет водителя от необходимости переключать передачи. Кроме того, есть множество приятных бонусов. Например, перейти в ручной режим управления коробкой, если водителю захочется позажигать на пустынной загородной дороге или при езде в особо тяжелых зимних условиях. Интересно, что электронный блок, управляя трансмиссией, корректирует также работу двигателя, меняя крутящий момент для более плавных переключений. Работа ЭБУ связана и с антиблокировочной системой тормозов (точнее сразу с ABS/ESP/ASR) и системой Stop-Start.

Роботизированные коробки передач
Автоматизированная трансмиссия Easy-R (JS3) старательно экономит топливо. С ней мы достигали паспортного расхода топлива 4,7 л/100 км (загородный режим), не выбиваясь из общего темпа движения.

Более того, управляющая электроника робота Easy-R (JS3) вполне может называться интеллектуальной, ведь она следит и за целым перечнем других нюансов. Например, не даст водителю перекрутить двигатель выше предельных оборотов, защитит коробку от некорректно выбранного режима, убережет шины от пробуксовки и преждевременного износа.

Для точной реакции на желания водителя блок управления следит даже за темпераментом, с которым драйвер управляет машиной, принимая данные о скорости нажатия на педаль акселератора и тормоза.

За надлежащую динамику отвечает режим «кикдаун», как у классических гидромеханических трансмиссий: достаточно прижать, отпустить и снова нажать акселератор, как коробка поймет ваше желание и сразу переключится на одну-две ступени вниз, чтобы сделать разгон максимально эффективным. Еще одна полезная функция робота Easy-R (JS3), недоступная для владельцев машин с механикой, – помощь в случаях, когда авто трогается на подъем (Hill Start Assist). Робот позволил легко использовать систему: крепко прижав тормозную педаль, нужно сразу перенести ногу на акселератор и поддать газу. Проворный электронный ассистент не даст машине откатиться, автомобиль плавно и уверенно тронется в гору.

Кто здесь?

Роботизированные коробки передач (еще их называют автоматизированными) получили название благодаря своей конструктивной особенности. Строго говоря, это обычная механическая трансмиссия – с ручной коробкой передач и привычным однодисковым сцеплением. Только рычаг коробки и педаль сцепления вместо водителя передвигает электромеханическое (или гидравлическое) устройство – робот.

Его приводами командует электроника, что сама определяет, когда нужно сменить передачу, при каких оборотах двигателя это сделать, как быстро отпускать сцепление и т.п. Для этого электронный мозг использует информацию нескольких датчиков. Могут учитываться до десятка факторов, вплоть до скорости нажатия на педаль акселератора. К врожденным недостаткам роботов относят задумчивость при переключениях в определенных условиях.

Достоинств неизмеримо больше: это и дешевизна по отношению к любому другому виду автоматической трансмиссии, и аппетит двигателя как минимум на уровне обычной механики или ниже, продление ресурса трансмиссии и двигателя благодаря корректным переключениям, наконец, доступный сервис и ремонт. Интересно, но суперсложные преселективные коробки передач с двойным сцеплением (EDC, DSG, PDK) тоже полноправно называют роботами, поскольку, по сути, они тоже являются механикой с пристроенными к кулисе и сцеплениям сервоприводами.

Роботизированные коробки передач

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





  • Сергей

    по ценовому сравнению есть замечания. Вы сравниваете турбо движок с роботом с атмосферником другого объема. Т.е если бы была комплектация с гидромеханической трансмиссией и таким же двигателем, то сравнение было бы корректным. Гидромеханика намного лучше роботизированной трансмиссии. Я считаю что главное ее преимущество — отсутствие жесткой связи между двигателем и коробкой на начальных этапах движения, т.е нет механических ударов и толчков от смены оборотов двигателя. Также гидротрансформатор позволяет плавно передать крутящий момент от двигателя к колесам. У гидромеханики рабочая часть — это масло, а в роботе сцепление. Для робота будет необходима замена сцепления где-то через 50-100 тис при эксплуатации в городе. Для гидромеханики нужно всего лишь поменять масло. Замена сцепления обойдется наверное в 5-10 тыс грн. Т.е разница в цене между роботом и гидромеханикой сократится с 1000 у.е где то до 500, а может и меньше. Такую сумму можно переплатить за лучший комфорт и больший ресурс.