Домкрат и баллонный ключ – «джентльменский набор», который продавцы оставляют в багажнике нового, а часто и подержанного авто. Ну а если подъемник требуется заменить из-за того, что он сломался или неудобен в использовании, какой выбрать?
| | Домкрат и баллонный ключ – «джентльменский набор», который продавцы оставляют в багажнике нового, а часто и подержанного авто. Ну а если подъемник требуется заменить из-за того, что он сломался или неудобен в использовании, какой выбрать? |
Наиболее широко в торговой сети представлены механические винтовые подъемники: с вертикальным расположением винта (как у ВАЗ2101), наклонного типа (от ВАЗ2108), наклонные Уобразные, винтовые упорные и винтовые параллелограммные. Можно выбрать и предназначенные для легковушек гидравлические устройства грузоподъемностью 23 тонны. Но поскольку в продаже часто встречаются стандартные домкраты от грузовиков советского производства, мы включили в список тестируемых и один пятитонный образец. По той же причине мы решили опробовать и один из встречающихся на авторынках реечных домкратов – такими в свое время комплектовались «Волги», «Москвичи» и «Запорожцы». Однако следует учесть, что, кроме факта наличия той или иной модели подъемника в продаже, критерием выбора должны служить его технические параметры. Такие, как совместимость с поддомкратными узлами автомобиля, грузоподъемность и даже соответствие габаритов домкрата отведенному для него месту в багажнике.
С помощью названных «помощников» мы поднимали автомобили Volkswagen Golf V, ВАЗ2101 и «Москвич412», имитируя замену переднего колеса, более нагруженного, чем заднее.
Гидравлический домкрат 2 и 3 т |
Гидравлический домкрат грузоподъемностью 2 тонны можно применять на любой машине, поскольку ему все равно, куда упираться – в ребро порога, квадратное гнездо поддомкратного узла, усиленный «пятачок» днища или в балку моста. Однако нужно позаботиться о том, чтобы головка подъемника не соскользнула с выбранной опорной поверхности автомобиля. На головках некоторых моделей таких домкратов есть специальная выемка. Благодаря компактности манипулировать с этим подъемником несложно. Удивило другое – большое усилие, с которым пришлось нажимать на рычаг в конце подъема, хотя сам он, состоящий из двух частей, достаточно длинный и удобный. Процесс опускания машины максимально упрощен и сводится к откручиванию винта клапана двумя пальцами. В самом высоком положении домкрата под свободно вращающимся колесом остается относительно небольшой просвет. Аналогичным образом вел себя такой же «трехтонник», отличающийся, кроме грузоподъемности, большими размерами и максимальной высотой. |
|
|
Пятитонный гидродомкрат |
Пятитонный гидродомкрат отличается от меньших гидравлических собратьев только размерами и развиваемым усилием. Изза большого диаметра корпуса и немалого веса его неудобно брать одной рукой. Самое неприятное то, что он слишком высокий и даже в своем самом низком положении помещается не под каждой легковой машиной. Но вдвоем подвести его под отечественные автомобили получилось: один человек слегка приподнял машину, упираясь в водосток крыши, второй в это время подсунул гидроцилиндр под штатную точку порога. Вот только удался ли бы такой фокус, будь колесо спущенным? Зато это устройство будет удобным для внедорожников. Качать рычагом пришлось недолго. Делать это легко даже если роль рычага выполняет небольшая отвертка. Благодаря строго вертикальному вектору силы действия гидроцилиндра и большой площади опоры поднятый автомобиль устойчив. Поэтому рекордную для нашего теста высоту подъема «пятитонника» можно использовать по максимуму без особых опасений. После опускания извлечь «силача» удалось без помощника, хотя не без хитростей: наклоняя от себя автомобиль руками, ногой выбили домкрат в сторону. |
|
|
Параллелограммный домкрат |
Параллелограммный домкрат понравился тем, что подходит для любого автомобиля – лишь бы на нем нашлось прочное место для упора подъемника. Однако следующее впечатление было негативным: чтобы привести механизм в рабочее положение, пришлось довольно долго вращать ручку. При этом пытался крутиться и сам домкрат. По этой же причине оказалось нелегко правильно сориентировать механизм под порогом – уставленный на асфальт в нужной точке, он норовил сместиться за рукояткой. Кстати, вращающая ее рука в нижнем положении проходила очень близко от асфальта. Собственно подъем занял немного времени, хотя расплатой за это стали большое усилие на рукоятке и необходимость придерживать ее у основания левой рукой. Причем левая ладонь, служившая опорой для длинной рукоятки, быстро натерлась и заболела. Интересно, что опускать машину, вращая винт в обратную сторону, было не намного легче, чем поднимать. Кроме того, рукоятка, которая в нашем домкрате была съемной, много раз выходила из зацепления с винтом, так что приходилось соединять крюки заново. Запас хода домкрата после вывешивания колеса остается, но не очень большой. |
|
|
Вертикальный винтовой домкрат |
Вертикальный винтовой домкрат (типа ВАЗ2101) пригоден только для классических ВАЗов со специальными гнездами на кузове. Несмотря на наличие аналогичных «квадратов» у других автомобилей, поднимать их этим устройством нельзя, поскольку неизбежно повреждение порогов. После извлечения из штатного места в багажнике «жигулевский» подъемник не требует долгих приготовлений. Но небольшое количество грязи в поддомкратном гнезде мешало вставить рычаг, и его пришлось очищать отверткой. Усилие на рукоятке небольшое. В верхнем положении головка домкрата оказывается в опасной близости к борту автомобиля. После того как колесо оторвалось от земли, остается еще немалый запас хода суппорта, и при необходимости машину (если она, например, застряла в грязи) можно поднимать еще выше. |
|
|
Наклонный винтовой домкрат |
Наклонный винтовой домкрат (типа ВАЗ2108), как и его Уобразный аналог, стыкуется только со специально усиленными порогами. Механизм приятно взять в руки – настолько он легок, компактен, а его ручка прикреплена к валувинту навсегда. Однако приводя его в «боевую готовность», нужно потратить некоторое время. Немало сноровки требуется при установке домкрата под машину. Вопервых, нужно попасть узкой щелью подъемной головки в нужную точку на ребре порога, а вовторых – расположить нижнюю опорную площадку на одной вертикали с этой точкой. При этом необходимо одновременно заглядывать под днище автомобиля и, удерживая домкрат в контакте с порогом, вращать винт. Это непросто, и поднять машину с первого раза нам не удалось – подъемник заскользил по заснеженному асфальту, и она упала на все колеса. Если искать точку опоры на ощупь, одежда испачкается о грязный порог и днище. Вращать ручку трудно, и с увеличением высоты усилие возрастает, как и тревога – с каждым новым оборотом приподнятый автомобиль раскачивается. Именно изза этого поднимать машину еще выше рискованно, хотя такая возможность была. | | | Легкость и компактность в сложенном виде |
| |
|
|
|
Винтовой У-образный домкрат |
Винтовым Уобразным домкратом комплектуются многие современные иномарки и отечественные машины – например, VW Golf и Lanos. Им можно поднять автомобиль, имеющий специально усиленные места на нижних кромках порогов. Это подъемное устройство сразу показалось легким и компактным. По принципу действия оно аналогично «восьмерочному», но иное по конструкции. Возможно, это и определило рекордно низкое усилие на ручке. Подготовительные операции и установка под порог в целом не отличаются от манипуляций с более сложным наклонным винтовым собратом. Так же пришлось на весу раздвигать сложенный домкрат, а затем на ощупь искать под днищем нужную «контактную» точку. Чтобы получить возможность снять колесо на Golf, мы использовали ход подъемника почти «на все сто». Опускать автомобиль легко. Главное – не упустить момент, когда домкрат освободится, и вовремя подхватить его, не дав упасть на грязную дорогу. |
|
|
Упорный домкрат |
Упорный домкрат стоит особняком в семействе винтовых устройств. В отличие от рычажных механизмов, у него усилие привода направлено строго вертикально вверх, и сила прилагается непосредственно к поднимаемому автомобилю. Традиционную для других систем ручку заменяет другой аксессуар – монтировка или, на худой конец, большая отвертка, вставляемая в гнездо на суппорте домкрата. Чем длиннее применяемый рычаг, тем легче будет его вращать. При предварительной подгонке по высоте потребовалось слегка придерживать подъемник свободной рукой от проворачивания. Зато дальнейшая часть подъема машины прошла «без сучка, без задоринки». Хотя к рычагу пришлось прикладывать заметно большую силу, чем к некоторым другим устройствам, подъем произошел быстро. При желании процесс можно ускорить, увеличивая угол замаха рычага, однако в таком случае есть риск испачкаться о порог. Изза значительной минимальной высоты этот домкрат нельзя применять, если у автомобиля малый клиренс. Благодаря отсутствию в подъемном устройстве рычагов и шарниров система домкрат – поднятый автомобиль получилась очень устойчивой. Да и длины винта хватило бы, чтобы поднять машину еще на десяток сантиметров. Кроме того, механизм в целом таков, что даже при его поломке авто не упадет, а останется в поднятом положении. | | | Простота пользования | | Универсальность | | Устойчивость |
| | Значительная минимальная высота |
|
|
|
|
Опорные точки по инструкции
Большинство автомобилей имеют четыре точки для вывешивания колес с помощью домкрата (поблизости каждого из колес) и столько же площадок для подведения лап подъемника на СТО. Под такую площадку удобно подводить и опорную поверхность универсальных домкратов – тех, которые не предназначены для опоры на ребро порога. В таком случае для лучшего сцепления можно подложить между поверхностями жесткую резину.
«Контактные» точки на разных автомобилях могут располагаться поразному – ближе или дальше от колеса, глубже под днищем или, наоборот, возле края. Например, у Volvo S60 обе точки (а у S70 – однаединственная) с каждой стороны расположены рядом – почти по центру порога. А в полноразмерных внедорожниках (Toyota Land Cruiser Prado, Nissan Patrol и др.) и тяжелых минивэнах (Hyundai H1) домкрат обычно упирают в балку моста, так что большие механизмы не требуются.
Критерии и характеристики
Масса домкрата имеет значение только в те несколько десятков секунд, пока извлеченный из багажника подъемник переносится к поврежденному колесу.
Габариты определяли в походном (сложенном) положении домкрата, поскольку размеры наиболее важны при расположении любого вспомогательного оборудования в багажнике.
Минимальная высота означает наименьшее расстояние между поверхностью дороги и опорной точкой кузова, в которое можно будет ввести домкрат для подъема. Эту цифру нельзя сравнивать с клиренсом автомобиля, поскольку при спущенном колесе дорожный просвет уменьшается (на высоту профиля покрышки). При недостаточной максимальной высоте подъема не получится поднять машину настолько, чтобы можно было освободить поврежденное колесо и (или) поставить накачанное. Этот параметр особенно важен для авто с большим ходом подвески (например, рессорной).
Усилие, прилагаемое к рукоятке домкрата, измерялось с помощью динамометра в момент, предшествующий отрыву вывешиваемого колеса. Время подъема – показатель довольно условный, поскольку он зависит от физических данных водителя (в нашем случае «измерительным прибором» служил один и тот же сотрудник редакции средней комплекции), погодных условий и т. п. Грузоподъемность каждого устройства нормируется производителем, а площадь опорной поверхности, полученная путем измерения площади нижней пяты домкрата, важна для устойчивости и тех случаев, когда приходится менять колесо на мягком грунте.
Цены в таблице указаны, исходя из средних цен в столичных магазинах и на авторынке, и могут незначительно отличаться в ту или иную сторону.
| Домкраты, представленные на рынке Украины |
Применяемость | Тип | Масса, кг | Габариты, мм | Высота, мм | Усилие, кг | Время, с | Грузоподъем., кг | Опорная площадь, см2 | Цена, грн. | ВАЗ21012107 | Винтовой вертикальный | 2,6 | 544х120х50 | 90 – 460 | 4,5 | 80 | 500 | 78 | 35 – 40 | ВАЗ21082112, большинство иномарок | Винтовой наклонный | 2,0 | 340х80х75 | 90 – 410 | 7 | 45 | 800 | 70 | 30 – 40 | Все автомобили | Винтовой параллелограммный | 3 | 445х120х120 | 110 – 420 | 5 | 62 | 1500 | 109 | 45 – 55 | Большинство иномарок | Винтовой Уобразный | 2,2 | 350х100х75 | 60 – 330 | 2,4 | 47 | 1010 | 67 | 24 – 30 | Все автомобили | Винтовой упорный | 2,6 | 200х130х130 | 200 – 440 | 5 | 50 | 700 | 132 | 20 – 50 (б/у) | Автомобиль, для которого он предназначен | Реечный | 3,6 | 567х205х50 и 131х131х55 | 140 – 460 | 14 | 90 | 500 | 172 | 10 – 15 (б/у ) | Все автомобили | Гидравлический 2тонный | 2,7 | 180х95х85 | 180 – 350 | 7 | 45 | 2000 | 78 | 65 – 87 | Все автомобили | Гидравлический 3тонный | 3,5 | 190х100х92 | 190 – 385 | 5 | 43 | 3000 | 92 | 95 – 134 | Все автомобили | Гидравлический 5тонный | 6,3 | 234х170х104 | 234 – 476 | 2 | 50 | 5000 | 177 | 30 – 60 (б/у) |
|
Что выбрать?
Расставляя точки над «і», нужно сказать, что почти каждый из рассмотренных домкратов хорош для своего случая. «Жигулевский» недорогой, легко устанавливается, не требует больших затрат сил – словом, плох только тем, что не годится для других машин, кроме заднеприводных ВАЗов.
Также сугубо «индивидуален» реечный механизм, но его неудобно использовать изза особенностей устройства. Покупать этот подъемник целесообразно только при крайнем стеснении в средствах.
Параллелограммный домкрат сложнее подготовить к работе, зато его можно использовать не только для смены колес, но и для вывешивания мостов, а также приподнимания двигателя. Выбирая подъемник этого типа, следует обратить внимание на прочность и удобство крепления рукоятки.
Два наклонных «собрата» – Уобразный и более сложный «самаровский» нам не очень понравились. Их трудно установить, к тому же, изза сложной кинематики эти подъемники не обеспечивают устойчивости автомобиля. С ними можно мириться только тем, кто ездит на новом авто и не собирается часто менять колеса.
Меньше всего нареканий «заслужил» винтовой упорный домкрат – и опыт свидетельствует, что это касается не только версии, попавшей к нам на испытания. Универсальность сочетается в нем с простотой устройства и удобством использования. Существенный минус – такие подъемники для легковушек сейчас не выпускаются, поэтому придется искать «бэушный».
Двухтонный гидравлический подъемник отличается быстротой подготовки к работе и удобством манипуляций. Стоит ли такое преимущество (отнюдь не эксклюзивное) дополнительных денег, решать вам. Но не следует забывать: усилие на ручке у этого миниатюрного гидроустройства – одно из самых значительных.
Меньше для легкового автомобиля подходит новый гидравлический «трехтонник» – при прочих равных с 2тонным аналогом данных он достаточно дорог. Тем не менее, именно такой домкрат будет одним из немногих приемлемых вариантов для внедорожника, минивэна или микроавтобуса.
Пятитонный «гидроцилиндр», которым когдато комплектовались отечественные грузовики, хорош в первую очередь своей «силой» и доступностью. Это, а также высокое качество изготовления обуславливает его принадлежность к наиболее «правильным». Жаль, что он мало пригоден для низкосидящих машин.
Кроме того, все без исключения гидравлические устройства хороши как вспомогательное гаражное оборудование для любителей повозиться с техникой. Но в данном случае преимущество будет у самого маленького по габаритам изделия.
И еще одно существенное замечание. Определившись прежде всего с конструкцией подъемного устройства, уже в пределах выбранного типа нужно подбирать домкрат непосредственно для своего автомобиля. Ведь существует немало версий и размерностей «силачей» в рамках одной группы.
Игорь Широкун
Фото Владислава Бойко