Сим-сим, откройся

0

Автомобильные двери из чисто технического атрибута с годами превратились в модный аксессуар: каких только способов их открытия не придумали инженеры и дизайнеры! Еще более выразительны их прозвища: «гильотины», «бабочки», «крылья чайки»…

Автомобильные двери из чисто технического атрибута с годами превратились в модный аксессуар: каких только способов их открытия не придумали инженеры и дизайнеры! Еще более выразительны их прозвища: «гильотины», «бабочки», «крылья чайки»…

BMW Isetta

Обычные двери

Их можно увидеть на 99% машин, колесящих по дорогам всех континентов. Конструкция их проста, надежна и безопасна. Именно этот тип дверей считается самым универсальным и обладает оптимальным сочетанием потребительских характеристик для каждодневного использования. Единственный минус – их неоригинальность…

В обычной жизни Михаэль Шумахер предпочитает обычные двери.

В обычной жизни Михаэль Шумахер предпочитает обычные двери.

«Суицидные» двери

Антипод обычных дверей. Зачастую крепятся петлями к центральной стойке машины. Свое название заслужили тем, что открываются против хода движения автомобиля – ведь на большой скорости поток встречного воздуха может запросто оторвать случайно открывшуюся дверь подобного типа. В настоящее время применяются крайне редко и в основном в качестве задних дверей. Отметим, что современные образцы абсолютно безопасны, а название «суицидные» воспринимается исключительно как дань традиции.

Rolls-Royce Drophead Coupe, 2007 г.

Rolls-Royce Drophead Coupe, 2007 г.

«Гильотины»

Они же «ножницы», они же ламбо-двери. Открываются вертикально в одной плоскости и тем самым существенно облегчают парковку в стесненных условиях. Сам процесс открытия выглядит очень эффектно и вызывает неизменный интерес прохожих. Кроме того, есть возможность передвигаться (даже на большой скорости), когда двери открыты. Впервые опробованы на легендарном концепт-каре Bertone Carabo в 1968 году. Стали визитной карточкой топ-моделей Lamborghini, из-за чего их часто называют ламбо-двери. Сегодня некоторые тюнинговые компании предлагают специальные киты по переделке обычных дверей в «гильотины».

Bertone Carabo, 1968 г. Spyker C8 Spyder, 2000 г.

Bertone Carabo, 1968 г.

Spyker C8 Spyder, 2000 г.

Vector W8, 1989 г. Bugatti EB110 SS, 1992 г.

Vector W8, 1989 г.

Bugatti EB110 SS, 1992 г.

Lamborghini Countach, 1974 г.

Lamborghini Countach, 1974 г.

«Крыло чайки»

Как видно из названия, данные двери двигаются поперечно (вместе с частью крыши), словно крыло птицы. Их история началась в 1952 году с гоночного купе Mercedes-Benz 300SL, а чуть позже идея была развита в одноименном дорожном суперкаре (1954 год) – именно с ним эти двери ассоциируются у большинства автомобильных энтузиастов. Обеспечивают очень удобный доступ в салон машины, а также облегчают парковку. Минусы – сложность и дороговизна конструкции, невозможность использования на кабриолетах (нужно специально проектировать другой вариант для открытой модификации), а также вероятность проблем с уплотнением и защитой от попадания воды. Такие двери используются в основном на дорогих спортивных моделях, но бывают и исключения, например, японские kei-кары Suzuki Cara и Mazda Autozam AZ-1.

Isdera Imperator 108i, 1984 г. DeLorean DMC-12, 1981 г.

Isdera Imperator 108i, 1984 г.

DeLorean DMC-12, 1981 г.

Mercedes-Benz 300SL, 1955 г.

Mercedes-Benz 300SL, 1955 г.

«Бабочки»

Что-то среднее между «гильотинами» и «крыльями чайки». Открываются вверх, но под небольшим углом. Нередко «захватывают» часть крыши. В основном используются на дорогих спортивных машинах. Из доступных исполнений стоит отметить купе Toyota Sera – это оригинальная модель для внутреннего рынка Японии.

Alfa Romeo 33 Stradale, 1967 г. Mercedes-Benz CLK GTR, 1998 г.

Alfa Romeo 33 Stradale, 1967 г.

Mercedes-Benz CLK GTR, 1998 г.

Toyota Sera, 1990 г.

Toyota Sera, 1990 г.

«Колпаки»

Такие двери, по сути, представляют собой сдвижную (вперед, назад, в сторону) или поднимающуюся крышу машины. Решение позаимствовано у самолетов. На серийных автомобилях встречаются крайне редко из-за непрактичности: трудно попасть в салон, при открытии в дождь вода проникает внутрь машины. Единственное преимущество – отпадает необходимость передних стоек, что улучшает обзорность.

Maserati Birdcage 75th, 2005 г. Pininfarina Ferrari 512 S Modulo, 1970 г.

Maserati Birdcage 75th, 2005 г.

Pininfarina Ferrari 512 S Modulo, 1970 г.

Loremo LS, 2006 г.

Loremo LS, 2006 г.

Сдвижные двери

Если на минивенах и фургонах сдвижные двери воспринимаются как само собой разумеющееся, то на обычных легковых автомобилях их днем с огнем не сыщешь. Редкое исключение – оригинальный микровен Peugeot 1007 с двумя сдвижными дверьми по бокам. Правда, эта особенность его и сгубила: покупатели ее не поняли, поэтому продажи пришлось свернуть уже через 3 года после старта в 2005-м. Легкость попадания в салон и преимущество при парковке не смогли компенсировать довольно высокую цену и посредственные характеристики из-за возросшей массы.

Peugeot 1007, 2005 г. BMW Z1, 1989 г. Дверь прячется в порог.

Peugeot 1007, 2005 г.

BMW Z1, 1989 г. Дверь прячется в порог.

Kaiser Darrin, 1953 г. Двери сдвигаются в передние крылья.

Kaiser Darrin, 1953 г. Двери сдвигаются в передние крылья.

Другие

В Koenigsegg CCR 2004 г., как и в других моделях этой шведской компании, используются Raptor-двери, представляющие собой сложную диэдрическую синхронно-спиральную         Немецкая малолитражка Zundapp Janus (1957 г.) отличалась открывающимися в разные стороны дверьми-калитками – фактически передней и задней панелями кузова.

В Koenigsegg CCR 2004 г., как и в других моделях этой шведской компании, используются Raptor-двери, представляющие собой сложную диэдрическую синхронно-спиральную
конструкцию.

Немецкая малолитражка Zundapp Janus (1957 г.) отличалась открывающимися в разные стороны дверьми-калитками – фактически передней и задней панелями кузова.

Роман Базай
Фото фирм-производителей

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.