Системы активной безопасности

Современный автомобиль немыслим без систем активной безопасности. С самыми важными из них, которые сокращают тормозной путь и обеспечивают устойчивость на дороге, ознакомимся в этом номере АЦ. И попутно узнаем, что же необходимо для обеспечения надежности этих систем.

С каждым годом на дорогах мира появляется все больше транспорта. И за рулем далеко не всегда оказываются опытные и законопослушные водители. Разгоняясь до высоких скоростей, осуществляя опасные маневры и обгоны, зачастую они не в состоянии справиться с автомобилем в экстремальных дорожных ситуациях.

Впрочем, и искушенные автовладельцы не застрахованы от нестандартных обстоятельств, с которыми человеческая реакция и физические возможности справиться не могут.

Именно для этих целей (помощи водителю в предотвращении ДТП) в современные автомобили внедрены так называемые системы активной безопасности. Их предназначение – гораздо раньше человека с помощью электроники отслеживать характер движения автомобиля и в случае наступ­ления угрожающих ситуаций помогать водителю безопасно из них «вырулить».

По мнению экспертов в области автомобилестроения, система стабилизации курсовой устойчивости (ESP и аналоги) является вторым после ремня безопасности значимым изобретением в сфере автомобильной безопасности. Согласно расчетам специалистов, если бы сегодня все автомобили были оснащены системой ESP, смертность от ДТП была бы втрое меньшей.

Стабильность

В переводе с английского ESP (Electronic Stability Program) означает «электронная программа стабилизации» курсовой устойчивости, а ее главной функцией является автоматическое предотвращение заноса-сноса автомобиля в случае необходимости объезда внезапно возникшего на дороге препятствия.

Модуль ESP – технологичный узел с очень тонкими каналами и сверхточной подгонкой деталей, поэтому грязая тормозная жидкость может очень легко нарушеть его работу.

У автомобилистов возникновение на пути следования внезапного препятствия принято называть «появлением лося». Раньше, до изобретения системы ESP, такие ситуации часто заканчивались тяжелыми авариями.

В странах Северной Европы тяжелые ДТП с переворачиванием автомобиля ассоциировались со встречей с лосем. Крупные животные, чей вес порой достигает 900 кг, неожиданно выскакивали на дороги, и встреча с ними не сулила ничего хорошего водителю и пассажирам.

В 1987 году по заказу немецкого автопроизводителя Mercedes-Benz компания Robert Bosch GmbH занялась разработкой системы, которая позволяла бы машине в случае «появления лося» совершить безопасный объезд препятствия и удержаться на дороге.
На разработку системы ESP, известной сегодня, ушло около 20 лет. Начиная с 2011 года, во многих странах мира она стала обязательной к установке на все новые модели автомобилей, запускаемые в производство. Причиной тому – сравнение статистических данных последствий ДТП машин, оборудованных ESP и без нее.

Как работает ESP

На сегодня системой стабилизации курсовой устойчивости оснащают уже множество автомобилей разных классов, вплоть до бюджетных. При этом стоит понимать, что ESP – это модернизированная антиблокировочная система тормозов (ABS), в которую добавлены датчики поворота руля, бокового ускорения и поворота автомобиля вокруг вертикальной оси.

Если компьютер замечает, что заданная траектория движения (по информации с датчиков о повороте руля, вращения вокруг вертикальной оси и поперечном ускорении) не совпадает с реальной траекторией движения, система снижает обороты двигателя и через гидромодуль активизирует тормозные механизмы одного или двух колес таким образом, чтобы на вертикальную ось автомобиля подействовал момент противовращения, который, собственно, и стабилизирует автомобиль. Таким образом исключается занос и сохраняется курсовая устойчивость машины. То есть система стабилизации курсовой устойчивости с помощью электроники корректирует положение автомобиля, позволяя объехать препятствие.

Скорость реакции ESP – 20 миллисекунд, что существенно превосходит человеческие параметры. Система срабатывает молниеносно еще тогда, когда машина только начинает терять управление, а водитель даже не успел понять, что началось боковое скольжение.

Cостояние тормозов и ESP

Многие автовладельцы знают, насколько быстро происходит ускорение их транспортного средства, но далеко не все понимают, какое время требуется машине, чтобы затормозить на той или иной скорости.

Специалисты утверждают: система, которая позволяет остановить автомобиль, должна быть минимум в три раза эффективнее системы разгона. Если, к примеру, ваша машина в состоянии разгоняться до 100 км/ч за 10 с, то ее тормозная система обязана срабатывать не дольше 3,5-4 с. И чтобы соответствовать таким параметрам, она обязательно должна быть исправной, ведь системы и ESP, и ABS – это «умная электроника», «прикрученная» к тормозам.

Поэтому именно от состояния последних, в первую очередь, зависит длина тормозного пути, радиус заноса автомобиля и эффективность срабатывания системы курсовой устойчивости.

Когда ESP мешает

На сегодняшний день ESP считают одной из самых эффективных систем активной безопасности, ведь, по сути, она существенно компенсирует ошибки управления, сводя к минимуму занос автомобиля.

Однако, увы, ее возможности ограничены, а некоторые специалисты по контраварийному вождению утверждают, что, пусть и в редких случаях, но она может даже навредить.

Эксперты и автопроизводители утверждают, что система ESP неэффективна, мешает, а иногда и вредна в таких случаях:

  • если радиус поворота слишком мал, программа стабилизации не сможет помочь;
  • при движении по песку и сыпучему грунту она зачастую будет мешать;
  • нередко она становится помехой при низких температурах и при езде по снегу и льду;
  • когда автомобиль застрял в грязи, программа стабилизации может стать помехой, чтобы вытащить машину.

В целом же можно сказать, что система стабилизации курсовой устойчивости хотя и очень полезна, но: не является панацеей, не решает всех проблем водителя, а лишь помогает ему. Оказавшись в сложной дорожной ситуации, человек должен сам не терять присутствия духа, пытаться выйти из положения. А система ESP «подставит механическое плечо», добавив силы, ловкости и сноровки.

Полезные советы

Слушайте тормоза. Появление скрежещущих и свистящих звуков говорит об их значительном износе. Согласно предписаниям автопроизводителей, износ тормозного диска на 2-3 мм считается уже критичным.

Залогом надежной работы тормозной системы является равномерный износ рабочей плоскости тормозного диска и тормозных колодок. Поэтому многие эксперты рекомендуют устанавливать на автомобиль колодки и тормозной диск одного производителя.

  • Размышляя над тем, какие колодки лучше выбрать (дешевые или более дорогие), знайте, что одной из важнейших характеристик тормозных колодок является твердость. Колодка не должна быть чрезмерно твердой, чтобы не слишком бысто износить диск, мягкая же колодка сама износится быстро. Применение очень твердых или мягких тормозных колодок снижает эффективность работы тормозной системы. И помните: критичная остаточная толщина фрикционного слоя на тормозных колодках составляет 2-4 мм.

  • По времени эксплуатации следует придерживаться правила: на срок службы одного диска нужно расходовать два комплекта колодок.
  • При обслуживании тормозных механизмов используйте специальную смазку, не содержащую примесей металлов (алюминия, меди). Это важно для предотвращения образования химической реакции между компонентами смазки и солями, которыми посыпают наши дороги.
  • Своевременно меняйте тормозную жидкость и периодически проверяйте степень ее увлажненности.

Важное о тормозной жидкости

Автомобили с системой ESP предъявляют серьезные требования к используемой тормозной жидкости, ведь во время активации клапан блока управления срабатывает до 60 раз в секунду. Чем гуще тормозная жидкость, тем грубее реакция системы. А это увеличивает срок ее срабатывания и, значит, снижает безопасность.

Сейчас в линейке продукции Bosch появилась тормозная жидкость ENV4 и ENV6. Если ENV4 обладает повышенными физическими параметрами и может быть залита в бачок с любой ранее примененной жидкостью стандарта DOT4, то ENV6 – это жидкость нового поколения, которая обладает уникальным сочетанием низкой вязкости и высокой температуры кипения (по сравнению с любыми аналогичными продуктами стандарта DOT) и может стать заменой любого стандарта DOT: 3,4,5.1, кроме силиконовой 5.0.

Bosch ENV6 была создана для самых современных и будущих систем безопасности автомобилей, производители которых требуют долгосрочной сверхнадежной работы всех компонентов, контактирующих с тормозной жидкостью, что обеспечивают также высокие смазывающие характеристики.

Благодаря ENV6 увеличивается период замены на 50% от привычного для автовладельца, то есть повышается его безопасность и снижаются затраты на ремонт гидравлических компонентов тормозной системы.

Зачем нужна качественная смазка

Одним из важных факторов эффективной работы тормозной системы, а значит, и систем ABS и ESP, является использование качественной смазки, не содержащей кислот и металлов. Это важно для предотвращения химической реакции металлических компонентов смазки и дорожных реагентов (солей), влияющих на искажение электрического сигнала к блоку управления от датчиков, располагающихся близко к колесам.

При антишумовом и антикоррозионном обслуживании тормозов автомобилей с ABS и ESP эксперты фирмы Bosch рекомендуют применять специализированный продукт Bosch Superfit, который не только защитит компоненты суппортов и колодок, но и сохранит эффективную работу систем безопасности ABS и ESP.

Читайте также:

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.