Утилизация автомобильных шин: украинцы ездят на вечных шинах?

В Украине не существует государственной программы по утилизации автомобильных шин, а также крупных заводов по их переработке. Можно сделать вывод, что украинские автомобилисты используют шины бесконечно.

Тем не менее, по данным Государственного автотранспортного научно – исследовательского и проектного института, в Украине ежегодный прирост изношенных покрышек составляет 200 тысяч тонн. До настоящего момента вместо соответствующей утилизации автомобильных шин отработанный материал массово выбрасывают на свалки или сжигают. Лишь 7% использованных покрышек ликвидируются в соответствии с экологическими нормами.

В странах Европейского союза утилизация автомобильных шин регламентируется Директивой ЕС «О свалках». С 2003 года введен запрет на сжигание и захоронение шин в цельном виде. Такие требования объясняются физико-химическими свойствами автомобильных покрышек: в естественной среде разлагаются около 100 лет; при контакте с грунтовыми водами происходит вымывание ряда токсичных органических соединений. При сжигании шин, в атмосферу выделяются два опаснейших канцерогена – бифенил и бензопирен.

Пионером в вопросе масштабной утилизации автомобильных шин в Украине должно стать АО «Росава», некоторое время назад заявившее о разработке проекта по утилизации шин методом пиролиза (плановая мощность – 60 тысяч тонн в год). Стоимость проекта – 88 млн. евро; поставщик оборудования для переработки – японская Nippon Steel Corporation. Однако, редакции «Автоцентра» не удалось получить актуального комментария от официальных лиц АО «Росава» о ходе развития проекта. Вероятно, он находится в «замороженном» состоянии в связи с неблагоприятной экономической ситуацией.

Еще одна попытка урегулировать плачевную ситуацию с утилизацией автомобильных шин была сделана Кабинетом Министров Украины, подготовившим проект Постановления «О дополнительных мерах по совершенствованию системы сбора, заготовки и утилизации отходов как вторичного сырья». Решить важную экологическую проблему планируется за счет производителей и импортеров автопокрышек. «Будет установлено, что производители или импортеры шин обязаны самостоятельно или по договору с другой компанией обеспечить прием и утилизацию использованных шин», – говорится в комментарии правительства.

Таким образом, предлагаемый механизм утилизациИ автомобильных шин предусматривает возложение на производителей и поставщиков шин дополнительных издержек по последующей утилизации их продукции. Что, в свою очередь, будет компенсироваться включением стоимости утилизации в цену автопокрышки. На сегодняшний день Постановление КМУ остается не принятым.

В преддверии весенне-летнего сезона «переобувания» покрышек, «Автоцентр» проведет собственное исследование: что происходит с использованными шинами, которые частные владельцы оставляют на пунктах шиномонтажа; участвуют ли крупнейшие производители шин в проблеме переработки и расскажет об этом читателям.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.