В гостях у тамплиеров

Знаем ли мы историю своей страны? Только человек поверхностный сочтет школьный курс исчерпывающим. Даже для меня, историка по образованию, было неожиданностью, что один из замков недалеко от Ужгорода – бывший оплот тамплиеров.

Замок тамплиеров Подъем на Яворник – отличная тренировка для тех, кто не выбирает легкие маршруты. Наверху сохранившийся со времен Австро-Венгрии егерский дом, где всегда можно отдохнуть-переночевать. Проект «Невiдома Україна з Land Rover». Закарпатье Проект «Невiдома Україна з Land Rover». Закарпатье Проект «Невiдома Україна з Land Rover». Закарпатье До Невицкого замка при желании можно дойти даже пешком – он расположен в 12 километрах от Ужгорода на территории бывшего пионерского лагеря. До Невицкого замка при желании можно дойти даже пешком – он расположен в 12 километрах от Ужгорода на территории бывшего пионерского лагеря. До Невицкого замка при желании можно дойти даже пешком – он расположен в 12 километрах от Ужгорода на территории бывшего пионерского лагеря. Князь Петр Голицын знает ответы на очень многие вопросы истории Закарпатья. Но даже ему неподвластны загадки последнего форпоста тамплиеров в Европе. Окрестности Ужгорода

Знаем ли мы историю своей страны? Только человек поверхностный сочтет школьный курс исчерпывающим. Даже для меня, историка по образованию, было неожиданностью, что один из замков недалеко от Ужгорода – бывший оплот тамплиеров.

Только основательно «окунувшись» в науку, понимаешь, как мало знаешь на самом деле. Проект «Невiдома Україна з Land Rover» как раз и задуман для стирания таких вот «белых пятен», незаслуженно обойденных туристами. После путешествия на Арабатскую стрелку («АЦ» № 43'2006) наш путь лежал в противоположную сторону – в Закарпатье, истинную терра-инкогнита Украины. Дело в том, что за многовековую историю ужгородские земли принадлежали кому угодно: племенам карпанов, монголо-татарским кочевникам, угорским и трансильванским феодалам, князьям Киевской Руси, мадьярским королям, императорам Австро-Венгрии. При изучении истории края невольно напрашивается вывод, что, воюя без перерыва, на летописи здесь не отвлекались. Отсюда и хроническая путаница в датах-именах-событиях, и редкая для Украины концентрация крепостей-замков. Ведь в свое время Ужгород называли «ключом от Карпат» – это был единственный путь через Ужоцкий перевал из Венгрии в Польшу и обратно.

Поганая Дева

Первым пунктом нашей закарпатской экспедиции стал как раз такой «КП» – Невицкий замок, возвышающийся на вершине потухшего вулкана, всего в дюжине километров от Ужгорода. Заложенный в XI веке, три столетия спустя он был основательно перестроен то ли турецкой царевной, то ли угорской графиней, прозванной Поганой Девой. Столь нелестное прозвище – следствие ее жестокого обращения с подданными. Так, для перестройки этого замка она не только обложила прилегающие земли неподъемными налогами – оброком, но и сгоняла на работы всех от мала до велика. А для большей крепости стен приказала гасить известь яичными белками, кровью и молоком, в том числе материнским. Гораздо оптимистичнее выглядит версия о возникновении названия Невицкого замка – по преданию, в нем от угона в рабство прятали закарпатских невест.

Приют для путников

Но обо всех подробностях гораздо интересней узнать на месте. Нам в этом смысле очень повезло – стать нашим проводником согласился князь Петр Голицын. Да-да, представитель одного из старейших сохранившихся княжеских родов. Уже после получаса общения с этим удивительно интеллигентным и образованным человеком сложилось впечатление, что он знает о Закарпатье все.

Для путешествующих на внедорожниках есть весьма интересный маршрут подъема на хребет Яворник. Наградой забравшимся на полуторакилометровую высоту станет самый настоящий приют для путников, сохранившийся в первозданном виде еще с тех времен, когда эти земли принадлежали Австро-Венгрии. Здесь есть все необходимое, чтобы отдохнуть-переночевать: сруб с лежанками, печь, запасы воды, дров и нехитрой снеди. А живописать открывающиеся красоты Карпат – пустая трата сил, времени и журнальной площади. Лучше хоть раз увидеть…

Замок тамплиеров

На следующий день нас ждал еще один замок, который, в отличие от Невицого, без посторонней помощи найти очень трудно. Проехав центр села Среднее (оно находится посередине между Ужгородом и Мукачево), у мельницы нужно повернуть направо в малозаметный переулок. И смотреть во все глаза на пустыри между дворами – ведь крепость весьма своеобразна. Доподлинно о ней известно всего ничего: построена в ХІІІ веке монахами наиболее влиятельного в те времена католического ордена тамплиеров. Да-да, именно того, который так интересовал Вальтера Скотта, Умберто Эко, Мориса Дрюона, Дена Брауна и впоследствии стал отправной точкой для масонства. В свое время Ватикан впал в настолько сильную финансовую зависимость от этого ордена, что был вынужден отлучить его от церкви. Тамплиеров приютил мадьярский король. Почему монахи выбрали именно центр равнинной части Закарпатья, в то время как все остальные крепости строились в предгорьях, – лишь одна из загадок Среднянского замка. Почему сохранился только один подземный этаж, хотя в остальных замках ордена их как минимум шесть? Какими исследованиями занимались рыцари-ученые глубоко под землей? Что почти через 200 лет вынудило их в спешном порядке (на сборы давались ровно сутки) покинуть замок? И почему в Закарпатье так и не было обнаружено ни одного захоронения монахов этого запрещенного ордена?

Кстати, по периметру этой отнюдь не фортификационной крепости угадывается ров: в советские времена сокровища тамплиеров искали на государственном уровне, с бульдозерами, экскаваторами и бурами, но наткнулись на скальную породу. При этом, по словам князя, снимок Среднего, сделанный НАСА в невидимом человеческому глазу диапазоне волн, показывает мощнейший энергетический столб, пронизывающий крепость. И действительно, шагнув на указанное проводником место, я испытал очень необычное чувство, как будто стоишь не на заваленном камнями колодце, а над фаустовской бездной.

Истина в вине

После посещения последнего европейского пристанища тамплиеров в самый раз насладиться еще одной сельской достопримечательностью. Активная вырубка леса освобождала площади, а уникальный закарпатский климат оказался чрезвычайно благоприятным для виноградарства. Уже в середине XVII века среднянские вина продавались в соседних Польше и Словакии. Правда, весьма чувствительно тормозил развитие виноделия феодальный обычай, по которому селянин мог пить вино, сделанное только из своего винограда, и то лишь на протяжении нескольких недель рождественских и пасхальных праздников. «Окно в Европу», как водится, прорубил Петр I, дегустировавший среднянские вина во время Прутского похода в 1711 году: царь распорядился выкупить часть местных виноградников. В селе даже сохранились винные погреба, построенные еще в XV веке, куда водят экскурсии – конечно же, с дегустациями. In vino veritas!

 Классика всегда в цене

Defender 2007 модельного года. Уинстон Черчилль у самого первого Land Rover, 1948 г.Не бывает плохой погоды, бывает неподходящая одежда – гласит старая британская поговорка (уж кому, как не обитателям вечно Туманного Альбиона разбираться в подобных нюансах). То же самое и с внедорожниками. Чуть проспав на старте – Willys Jeep появился в 1941 году, а Land Rover – через семь лет, британцы быстро наверстали упущенное. Изначально рассчитанный исключительно на фермеров, их вездеход благодаря неприхотливости и феноменальной выносливости стал популярным на всех континентах и во всех сферах жизнедеятельности: от Арктики до Антарктики, от военных ведомств до бюро ритуальных услуг.

В 1966 году, по достижении Land Rover полумиллионного рубежа, глобальное маркетинговое исследование показало, что этой марке принадлежит 1/3 мирового парка «полноприводников».

В 1970-м появился Range Rover – «фермер во фраке», как называла его The Times: сохранив все свои внедорожные свойства, британский автомобиль стал куда комфортней и послушней на высоких скоростях на асфальте. В 1989-м пустоту между Land и Range заполнил «семейный» Discovery. А год спустя классические модели Land Rover, которые, собственно, и принесли ему мировую славу, помимо индексов 90 и 110 получили собственное имя – Defender. В 1998 году Land Rover с помпой отметил полувековой юбилей «дефендеров», которых на тот момент было продано более 1,6 миллиона экземпляров. Сегодня фирма экспортирует в 150 стран 3/4 своей продукции, 70% которой до сих пор на ходу. В следующем году Defender существенно обновят: появится более мощный 2,4-литровый дизель с системой питания Common Rail, новая шестиступенчатая КП с «растянутым» рядом передаточных чисел, повышающим внедорожные возможности.

Модернизируется салон – установлены новые кресла и перепроектированы системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Неизменными остались название и харизма истинного британского внедорожника.

Сергей Суховский
Фото автора и Winner Imports Ukraine

Редакция благодарит компанию «Бритиш Моторс Украина» за помощь в подготовке материала

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ