
Обнародованы результаты проверки бензина на соответствие нормативам Евро 5
Недавно произошло важное событие на топливном рынке страны – правительство вернуло в законное поле нормативы Евро-5. На самом деле это очень важно, поскольку теперь оборот горючего ниже этого стандарта снова запрещен, и торговля им является серьезным правонарушением. До этого момента позволено было продавать даже Евро 3. Бензин «Евро 5» снова стал законом. Стало ли само горючее европейским?
Разница в качестве между стандартами колоссальна, и этим вполне пользовались разного рода мини НПЗ и мелкие «бодяжники». А страдали, в первую очередь финансово, автомобилисты, потому что ремонты после плохого горючего является весьма не дешевым удовольствием. Так что «звездное время» для фальсификаторов закончилось? Специалисты Института потребительских экспертиз экспериментальным путем выяснили, улучшилось ли качество бензина А-95 на украинских АЗС. Проверка прошла по всей территории страны, в крупных городах и по трассам. Исследователи обнаружили, что в целом качество горючего резко повысилось, но вместе с тем «бодяжники» все еще не собираются складывать «оружие».

Пробы бензина А-95 были приобретены в крупнейших всеукраинских сетях (WOG, SOCAR, УКРНАФТА, AMIC, ANP, MARSHALL, SHELL, UPG, БРСМ-Нафта, U.GO), а также у серьезных региональных игроков (мощная столичная сеть KLO, PARALLEL, сеть АЗС на южном востоке Украины, ФАКТОР, харьковские SVR и OVIS). Эксперты посетили также и небольшие сети, которые оперируют также в райцентрах и небольших городах (VST, LUXWEN, DNIPRO OIL GROUP, BARREL, NPG, ЭНЕРГО-ЭКСПОРТ).
Эксперты традиционно разделили результаты, полученные в лаборатории на зоны – «зеленую», «синюю» и «красную». В первую попали сети, результаты которых соответствовали нормативам Евро-5, «синю» – образцы без нарушений, но «без запаса прочности», то есть на грани разрешенных значений. И, наконец, «красная» – сети, топливо на которых не соответствовало нормативам профильного ГОСТа. Образцы были проверены по основным параметрам – октановое число, содержание серы и объемные части ароматических углеводородов и бензола. Дополнительно эксперты проверили содержание биоэтанола и метанола.
Зеленая зона
Эксперты Института отмечают, что едва ли не впервые за последние годы «зеленая» зона стала численно больше, чем «красная». Вместе с тем изменения произошли и в качественном составе участников. Кроме крупных частных сетей (WOG, SOCAR, AMIC, UPG), впервые в лидерскую номинацию попали государственные компании — УКРНАФТА и U.GO. Это лишний раз подтверждает тезис о том, что при желании государственные компании могут быть прозрачными, эффективными и прибыльными. В «зеленую» зону также попали две сети из прифронтовых регионов – сеть АЗС на юго-востоке Украины PARALLEL и вновь (!) сеть SVR в Харькове. Ведение бизнеса в тех условиях уже вызывает уважение, а еще и при этом честно относиться к своим клиентам, это вообще нечто невероятное.
В общем, показатели у бензинов, приобретенных в вышеупомянутых сетях, были значительно лучше требований ДСТУ. Для начала был проверен самый главный для работы двигателя параметр – октановое число. Норматив установлен на уровне не ниже 95 единиц. Самый солидный запас – у SOCAR, бензин в этой сети фактически 97-й. Отличные результаты также у AMIC (96,6) и KLO (96,5). При таких показателях октанового числа двигатель работает ровно и отдает полную мощность, а расход топлива более экономичен. Следующий проверенный параметр – количество наиболее вредной для двигателя и экологии серы. Чем больше ее в горючем, тем меньше будет ресурс двигателя, его беспроблемная эксплуатация. Также это важно для людей в городах, ведь оксид серы, выбрасываемый выхлопом авто, может привести к серьезным проблемам со здоровьем. Норматив Евро5 допускает не более 10 мг/кг.

Почти полностью сера отсутствовала в бензине А-95, приобретенного в сети УКРНАФТА (3 мг/кг). SOCAR, AMIC, PARALLEL – значительно ниже норматива. Что касается содержания ароматических углеводородов, то у всех участников этой группы значение в пределах нормы, наименьшее количество у SOCAR – всего 25%. Далее был проверен еще один важный показатель – содержание бензола. Этого токсичного вещества в бензине должно быть как можно меньше, поскольку увеличение его количества «убивает» катализатор, и также может уменьшить ресурс двигателя до десяти раз. Наиболее «чистый» бензин у AMIC (0,20% при норме не выше 1%), низкие значения зафиксированы и в УКРНАФТЕ и KLO. Вывод экспертов однозначен – это европейское горючее с зарубежных заводов, которое транспортировалось и хранилось согласно нормам.
Синяя зона
В «синюю» зону в основном попали региональные сети, единственное исключение – SHELL. Бензины А-95 на заправках ФАКТОР, OVIS, VST, LUXWEN соответствовали стандарту Евро 5, но с показателями, которые вплотную приблизились к предельным нормам. Для небольших сетей с не слишком раскрученными брендами – вполне приемлемые результаты.
Красная зона
При всех положительных тенденциях и усилении ответственности за торговлю не кондиционным топливом, треть всех образцов, проверенных в лаборатории, имела значительные нарушения качества. В «красной» зоне оказались крупные сети БРСМ-Нафта, ANP, MARSHALL и региональные игроки DNIPRO OIL GROUP, BARREL, NPG, ЭНЕРГО-ЭКСПОРТ. Почти все образцы имели нарушения в части вредной для двигателя и экологии серы, которую невозможно удалить из горючего в не заводских условиях. И если у большинства проб нарушения были значительными, но не «смертельными» — от полутора до двух раз превышения, то у «бензина» из сети ЭНЕРГО-ЭКСПОРТ сера была на заоблачном уровне. Содержание этого вещества оказалось в 380 раз больше норматива! Несложно догадаться, что проблемы с топливной системой и двигателем после заправки такой субстанцией начнутся неизбежно и очень быстро.
С объемной долей ядовитого бензола в пробах тоже беда. ЭНЕРГО-ЭКСПОРТ снова ставит рекорды – это топливо почти на 40% состоит из бензола! В бензине с АЗС DNIPRO OIL GROUP – десятикратное превышение, BARREL – четырехкратное. Напомним, это опасное соединение, от которого образуется нагар и происходит перегрев двигателя. Как это «горючее» будет «перевариваться» двигателем вашего авто при таком огромном количестве бензола – вопрос скорее риторический. Дополнительно эксперты проверили образцы на содержание кислородсодержащих соединений, включая содержание биоэтанола и метанола. Оказалось, что «девяносто пятый» из запорожской сети BARREL на 40% состоит из спиртов. Это при нормативе в пределах 8 процентов суммарно. Превышение содержания спиртов в четыре и более раза также найдено в образцах DNIPRO OIL GROUP, ANP, NPG. Эксперты говорят, что при таких значениях расход топлива будет неприятным сюрпризом для автомобилистов.
Подводя итог, в Институте потребительских экспертиз все же прогнозируют положительные изменения в разрезе качества горючего на рынке Украины. Во-первых, с возвращением нормативов фальсифицировать и торговать некачественным горючим станет гораздо труднее. Во-вторых, тон начинают задавать государственные сети, обычно работающие на поле дискаунтеров, и теперь конкуренция в нижнем ценовом сегменте станет более жесткой, что потенциально будет толкать небольшие сети к улучшению качества.
Результаты проверки бензина на соответствие Евро 5


















