
Porsche 911 с формульным мотором оценили в несколько миллионов
Редкий Porsche 911 TAG Turbo 1988 года от ателье Lanzante продадут на аукционе RM Sotheby`s. По предварительным данным за автомобиль удастся выручить от 1,8 до 2,1 миллионов долларов.
Предлагаемый на престижном аукционе Porsche 911 TAG Turbo от британского ателье Lanzante является уникальным в своем роде. Это один из 11 экземпляров культового спорткара, в конструкции которого используется моторы от формульных болидов McLaren. В частности, на данном экземпляре установлен 1,5-литровый двигатель V6 TAG Turbo “TTE P01”от формульного болида Алена Проста, который использовался на его гоночном McLaren MP4 в 1986 и 1987 годах. Он развивает мощность 510 л.с. и способен разогнать автомобиль до 320 км/ч.

Пилоты McLaren Ники Лауда, Ален Прост, а позже и Айртон Сенна, доминировали на трассах Формулы-1 в 80-е годы. Значительная часть этого успеха связана с использованием двигателя TAG-Porsche, который команда начала использовать в конце 1983 года. В 1984 году 1,5-литровый V6 с двойным турбонаддувом TAG-Porsche TTE P01 на шасси MP4/2 позволил Лауде и Просту занять первое и второе места в личном зачете, а McLaren с большим отрывом выиграл Кубок конструкторов.

Двигатель был разработан Хансом Мецгером из Porsche — тем самым инженером, который участвовал в создании первого шестицилиндрового оппозитного мотора для Porsche 911 в 1963 году. Позже он разработал двигатель для Porsche 917, победившего в «24 часах Ле-Мана» в 1970 и 1971 годах. Этот опыт напрямую повлиял на дорожные модели — в частности, на появление Porsche 911 Turbo в 1974-м, который также проектировал Мецгер. Мотор TTE P01 моментально преобразил McLaren: в 1984 году MP4/2 выиграл 12 из 16 Гран-при.
Партнерство McLaren и Porsche завершилось в конце сезона 1987 года, когда новым поставщиком силовых установок стала Honda. Porsche решила не предлагать двигатель TAG другим командам, но рассматривала возможность его использования на Porsche 911 Turbo поколения 930. По легенде, в честь окончания сотрудничества Porsche подарила McLaren модифицированный 911 в цвете Grand Prix White, оснащенный V6 от болида Формулы-1. Отличительными чертами машины были два больших радиатора за передней решеткой и массивные интеркулеры под фирменным задним спойлером.

Спустя десятилетия Дин Ланзанте и его ателье Lanzante решили воссоздать легендарный Porsche 911 с мотором Формулы-1. Всего было изготовлено 11 экземпляров 930 TAG Turbo по индивидуальным заказам, при этом история каждого использованного в автомобилях мотора тщательно задокументирована.

В процессе работы над машиной кузов полностью разбирался до голого металла и собирался заново с уникальными панелями из углеволокна. Легкий капот, передний и задний бамперы, антикрыло и алюминиевые дверные панели еще больше снижали массу. В результате “донорский” Porsche 911 (930) стал легче на 54 кг.

Двигатель TAG-Porsche весит на 130 кг меньше стандартного 3,3-литровой оппозитной «шестерки» и работает в паре с 6-ступенчатой «механикой». Совместно с инженерами Cosworth мотор был полностью перебран и доработан. В частности, он получил новые поршни, шатуны, клапаны и пружины, турбокомпрессоры, улучшенные системы охлаждения и смазки, теплообменники и выхлоп с титановыми патрубками.

Установленный в этом экземпляре двигатель TTE P01 №051 ранее стоял на машине Алена Проста на Гран-при Германии 1986 года, а также на этапах в Венгрии и Японии в 1987-м. Лучший результат с этим мотором — 3-е место на “Хунгароринге”. Машина получила прозвище AP87 и была собрана на базе 930 Turbo 1988 модельного года, изначально отправленного в США.
После завершения проекта Porsche получила окраску Mintgrün и черный кожаный салон с вставками из ткани тартан синего и зеленого цветов. Дополняют образ золотые диски RUF. Автомобиль некоторое время использовался в Великобритании, а с момента постройки проехал всего 311 миль (500 км). В марте 2025 года TAG Turbo вернулся в Lanzante для обслуживания и доработок, включая обновленный блок управления и прошивку.

Ранее “Автоцентр” рассказывал о другом экземпляре из серии TAG Turbo от Lanzante. В нем использован двигатель TTE P01, который стояла на болиде от McLaren MP4/3 Стефана Йоханссона.