Mazda 323: Собрались как-то раз японец, итальянец, немец и француз…

Юлий Максимчук
Юлий Максимчук
23 июл. 00:00
1

Сегодня в нашем обзоре, совсем как в анекдоте, сошлись четыре машины разных «национальностей»: «японец» Mazda 323 (BJ), «итальянец» Fiat Brava, «немец» Opel Astra (G) и «француз» Renault Megane. Но потребительские их качества мы сравним вполне серьезно.

Mazda 323 (BJ) 1998–2003 г. в. Fiat Brava 1995–2001 г. в. Renault Megane 1995–2002 г. в. Opel Astra (G) 1998–2004 г. в.

Сегодня в нашем обзоре, совсем как в анекдоте, сошлись четыре машины разных «национальностей»: «японец» Mazda 323 (BJ), «итальянец» Fiat Brava, «немец» Opel Astra (G) и «француз» Renault Megane. Но потребительские их качества мы сравним вполне серьезно.

Все эти машины представляют наиболее популярный в мире сегмент рынка – С-класс, и чтобы отвоевать у конкурентов как можно больше покупателей, каждый из производителей предложил для своей модели самый разнообразный выбор модификаций. Так, Renault Megane представлен 5-дверным хэтчбеком, 4-дверным седаном, 5-дверным универсалом, купе, кабриолетом и даже микровеном; Opel Astra (G) – хэтчбеками, седаном, купе, кабриолетом, 3- и 5-дверным универсалами; Mazda 323 (BJ) – хэтчбеками и седаном, а Fiat Brava – хэтчбеками, седаном и универсалом (причем каждая модификация – под собственным именем). Мы же сегодня сравним самые классические для данного класса автомобилей модификации с 5-дверным кузовом хэтчбек.

Практически все эти машины оснащены привычными 4-цилиндровыми двигателями, а вот Brava может удивить еще и 5-цилиндровыми. В нашей стране в основном эксплуатируются бензиновые версии каждой из моделей. Все они имеют привод на переднюю ось и оснащены механическими коробками передач. Версии с «автоматом» найти сложнее.

Для покупки какого-либо из этих автомобилей понадобится от $5,8 тыс. (столько просят на авторынке за самый старый Fiat Brava) до $14,8 тыс. (в такую сумму оценивают наиболее «свежие» Opel Astra (G). Вместе с тем, сравнив машины одинаковых годов выпуска, мы выяснили, что самая дорогая из них – Mazda 323 (BJ), а самая дешевая – опять-таки Brava. Доступная цена модели Fiat отчасти обусловлена имиджем ненадежности, закрепившимся за итальянскими автомобилями. Хотя не стоит забывать, что из любого правила есть исключения. Поэтому не будем преждевременно навешивать ярлыки и окончательные выводы об этих машинах сделаем чуть позже.

Mazda 323 (BJ)

Mazda 323 (BJ). Стоимость от $7,8 тыс. до $14,7 тыс. Может, в оригинальности исполнения торпедо Mazda 323 и проигрывает Megane и Brava, зато его классический стиль привлекает многих, кому не по душе слишком вычурные формы. Походный размер багажника Mazda 323 небольшой, зато грузовой отсек можно увеличить, сдвинув вперед заднее сиденье, установленное на салазках.

Эти автомобили неплохо защищены от коррозии. Правда, на машинах последних годов выпуска отмечены сколы краски на арках задних крыльев, которые затем ржавеют.

Большинство Mazda 323 хорошо укомплектованы, но, что важнее всего, по сравнению с остальными участниками обзора японские хэтчбеки самые функциональные – по количеству вариантов трансформации внутреннего пространства они существенно опережают остальных. В то же время замечания вызывает неважная шумоизоляция салона.

Отличительная особенность агрегатов Mazda 323 – недостаточно высокая литровая мощность. Все двигатели каждые 100–150 тыс. км нуждаются в регулировке тепловых зазоров клапанов. В процессе эксплуатации характерные проблемы отмечены только с 1,5-литровыми агрегатами. В них может выйти из строя электронный модуль зажигания (запчасть – около $40), подтекать масло из-под прокладки поддона двигателя и засориться расходомер воздуха.

5-ступенчатая «механика» и 4-ступенчатый «автомат» зарекомендовали себя достаточно надежными. Правда, если долго не эксплуатировать автомобиль с «механикой», то тяги механизма привода переключения передач могут покрыться ржавчиной и будут подклинивать, затрудняя переключение.

Mazda 323 отличается хорошей устойчивостью и управляемостью. Подвеска умеренно жесткая и достаточно надежная. Чаще (через 60 тыс. км) придется менять стойки заднего стабилизатора поперечной устойчивости (передние служат 70–80 тыс. км). Шаровые опоры, а также сайлент-блоки передних и задних рычагов могут продержаться до 100 тыс. км.

Реечное рулевое управление с гидроусилителем обычно проблем не доставляет, как, впрочем, и тормозная система. Рулевые тяги могут выдержать пробег около 100 тыс. км.

 История

09.98 Запущено в производство последнее, шестое поколение Mazda 323 (индекс кузова BJ)
09. 00 Рестайлинг модели. Выпуск «3-дверки» Р прекращен
05. 01 Автомобили перестали оснащать бензиновыми двигателями объемом 1,5 л 16V (88 л. с.), 1,8 л 16V (114 л. с.) и турбодизельными 2,0 л (71/90 л. с.). Появились новые моторы: бензиновые 1,6 л 16V (98 л. с.), 2,0 л 16V (130 л. с.) и турбодизельный 2,0 л (101 л. с.)
09. 03 На смену Mazda 323 (BJ) приходит новая модель – Mazda3

 

Fiat Brava

Fiat Brava. Стоимость от $5,8 тыс. до $10,8 тыс. По оригинальности исполнения салон Brava соперничает с Megane: внимание привлекает необычный дизайн их приборных панелей. «Походный» размер багажника Brava наибольший среди конкурентов – 380 л! А вот максимальный (1165 л) уступает грузовым отсекам Megane и Astra.

Благодаря оцинковке кузова Brava отлично защищены от коррозии. Со временем трескается резиновое покрытие наружных дверных ручек.

Салон – наиболее просторный среди участников обзора. Внутри легко разместятся пять человек, и запас места от коленей сидящих сзади до спинок передних кресел значительно больше.

Бензиновые двигатели очень чувствительны к качеству топлива – если оно неважное, это сразу сказывается на динамике. Попади в бензин хоть немного воды, может «врать», а затем и выйти из строя датчик уровня топлива. Обслуживание агрегата объемом 1,4 л обходится дороже, чем всех остальных – он отличается более дорогим (практически вдвое) натяжным роликом ремня ГРМ и высоковольтными проводами. На шестерню привода масляного насоса на моторах 1,6 л, выпущенных до 1996 года, не установлен ограничитель, что нередко приводит к смещению ремня ГРМ и его обрыву. Дизельные агрегаты каждые 40–60 тыс. км нуждаются в регулировке тепловых зазоров клапанов. Причиной перегрева двигателя может стать выход из строя термовыключателя электровентилятора.

В целом 5-ступенчатая «механика» надежна. В версии объемом 2,4 л демпферные пружины сцепления установлены прямо на маховике, а езда с изношенным ведомым диском выводит пружины из строя (маховик в сборе – около $700).

Подвеска Brava немного жестковата. Передняя на наших дорогах долго не служит – стойки стабилизатора в среднем «выхаживают» около 30 тыс. км, сайлент-блоки и шаровые опоры – 40–50 тыс. км. А вот задняя более долговечна – может выдержать пробег около 100 тыс. км.

Рулевое управление на всех версиях оснащено ГУР. Он очень мощный, из-за чего ухудшается обратная связь на руле. Наконечники рулевых тяг способны прослужить около 60 тыс. км.

 История

08.95 Дебютируют 3- и 5-дверные хэтчбеки Bravo/Brava
07.96 Начата установка новых моторов: бензиновых 1,6 л (103 л. с.), 1,8 л (113 л. с.), 2,0 л (154 л. с.) и дизельных 1,9 л (75 л. с.) и 2,4 л (131 л. с.)
01.99 Турбодизели объемом 1,9 л (75 л. с.) и 2,4 л (131 л. с.) оснастили системой непосредственного впрыска топлива
08.01 На смену Bravo/Brava приходит новая модель – Stilo

Opel Astra (G)

Opel Astra (G). Стоимость от $7,6 тыс. до $14,8 тыс. Особыми дизайнерскими решениями салон Astra не удивит. Приборная панель выполнена по-немецки строго, но при этом она удобна и функциональна.  В «походном» состоянии багажник Astra уступает только отсеку Brava (на 10 л, объем – 370 л), а со сложенным сиденьем он на 15 л больше (1180 л).

Кузов Astra оцинкован, и проблем с коррозией у него нет. Благодаря грамотной планировке внутреннего пространства салон получился одним из наиболее просторных среди конкурентов. Вместе с тем, со временем в салоне появляется скрип, создаваемый пластиковой обшивкой передних стоек и обшивкой потолка. При боковых маневрах обзорность немного ограничивают передние стойки.Во всех двигателях Astra водяной насос не отличается большим ресурсом, поэтому во избежание проблем мотористы рекомендуют менять его вместе с ремнем ГРМ каждые 60 тыс. км. В бензиновых и дизельных моторах может выйти из строя клапанный механизм системы рециркуляции отработавших газов. В двигателях ECOTEC при использовании топлива с большим количеством присадок образуется нагар на свечах и возрастает нагрузка на электронный модуль зажигания, что становится причиной его неисправности. Кроме того, перегревается выпускной коллектор, что приводит к его деформации и появлению трещин. А в 1,6-литровом моторе еще и образуется нагар на клапанах.

На автомобилях с «механикой», «пробежавших» свыше 100 тыс км, отмечен повышенный люфт рычага переключения передач, вызванный износом втулки и «пальца» кулисы. Кроме того, могут дать течь сальники полуосей.

Подвеска Astra жестковатая, но самая энергоемкая. Меньше всего (30–40 тыс. км) служат втулки стабилизатора поперечной устойчивости, а вот сайлент-блоки передних рычагов, задней балки и шаровые опоры могут выходить около 100 тыс. км.

При пробеге за 200 тыс. км разбивается втулка рулевого механизма, не исключена и течь сальников рейки. Рулевые тяги служат 60–80 тыс. км. А вот с тормозами проблем нет.

 История

01.98 Дебютирует Opel Astra (G)
09.99 Представлена «заряженная» версия OPC с бензиновым двигателем объемом 2,0 л 16V (160 л. с.)
01.00 Мощность бензиновых двигателей объемом 1,2 л 16V, 1,6 л и 1,8 л 16V увеличена на 10 л. с. Вместо агрегата объемом 2,0 л 16V стали устанавливать мотор 2,2 л 16V
01.03 В Украине (на «ЗАЗе») начата крупноузловая сборка Opel Astra (G)
08.03 Дебютирует очередное, третье поколение Astra (H)
01.04 В Запорожье стартует полномасштабное производство 4-дверного седана Astra Classic (G)

Renault Megane

Renault Megane. Стоимость от $6 тыс. до $12,7 тыс. По сравнению с большинством конкурентов торпедо Megane, выполненное в стиле биодизайна, выглядит необычно. «Походный» объем багажника Megane – наименьший среди конкурентов (350 л), но со сложенным задним сиденьем он самый большой – 1210 л!

Кузова «француза» оцинкованы, но все же арки задних крыльев в местах стыков сварных швов на машинах первых годов выпуска могут поржаветь. Многие автомобили неплохо оснащены. Внутри смогут разместиться пять членов экипажа, но если сравнивать с остальными участниками обзора, то запас места между передними и задним сиденьем здесь наименьший. Обзорность немного перекрывает передняя левая стойка.

Все моторы Megane, за исключением «16-клапанников», нуждаются в регулировке тепловых зазоров клапанов. В 1,4-литровом 16-клапанном двигателе отмечены течи антифриза из-под корпуса термостата. А в 1,4- и 1,6-литровых 8-клапанных агрегатах он течет из-под шпилек крепления выпускного коллектора, которые входят в рубашку системы охлаждения. Из-за применения некачественного бензина быстро выходит из строя катализатор отработавших газов, а в 8-клапанных еще и покрывается трещинами выпускной коллектор. В дизелях со временем изнашивается регулятор холостых оборотов двигателя.

В целом механическая КП надежна, но ее слабое место – сальник кулисы переключения передач, из-под которого нередко подтекает масло. Со временем выходят из строя пластиковые втулки привода механизма переключения передач.

Подвеска в меру энергоемкая. Чаще (через 20–30 тыс. км) придется менять втулки стабилизатора поперечной устойчивости. Остальные детали передней подвески Megane могут «выходить» около 80 тыс. км, а задней – намного дольше. Уязвимое место «рулевого» Megane, оснащенного ГУР, – датчик давления масла в системе. Из-под него со временем подтекает смазка, и датчик выходит из строя. На суппортах задних дисковых тормозов нет щитка-пыльника, что приводит к ускоренному износу тормозных колодок и дисков.

 История

09.95 Дебютирует новая модель Renault Megane
09.97 ABS в базовом оснащении
02.99 Рестайлинг модели
01.01 Начата установка новых двигателей – бензинового объемом 1,8 л 16V (116 л. с.) и дизельного 1,9 л (102 л. с.) с системой непосредственного впрыска топлива
08.02 Смена поколений – стартует выпуск Megane II

Несправедливые ярлыки!

Mazda 323 (BJ) 1998–2003 г. в. Fiat Brava 1995–2001 г. в. Opel Astra (G) 1998–2004 г. в. Renault Megane 1995–2002 г. в.

Одна из важных характеристик при оценке автомобиля – его стойкость к коррозии. По этой дисциплине высшие оценки получили Opel Astra (G) и Fiat Brava, а вот у кузовов Mazda 323 (BJ) и Renault Megane есть уязвимые участки, которые могут оказаться ржавыми.

Поскольку при эксплуатации автомобиля чаще используется так называемый походный объем багажного отделения, когда на заднем сиденье располагаются пассажиры, мы подсчитали итоговые баллы, именно исходя из этого параметра. Наибольший грузовой отсек у «итальянца» – 380 л, а наименьший – у «японца» и «француза» (355 и 350 л соответственно).

Вместе с тем, важно отметить, что по сравнению с конкурентами Mazda 323 самая функциональная – спинка ее переднего пассажирского сиденья складывается вперед, благодаря чему можно получить удобный походный столик или свободное место для перевозки длинномерных грузов. Для большего комфорта пассажиров регулируются углы наклона спинок раздельно установленных задних кресел. Более того, эти сиденья установлены на салазках и могут двигаться вперед-назад на 16 см, и при необходимости в Mazda 323 можно увеличить багажник или добавить места от коленей сидящих сзади до спинок передних кресел. Остальные участники обзора подобными вариантами трансформации похвалиться не могут.

Достаточно вместителен и салон Brava, а вот у Megane он наименее просторен. К тому же к «французу» есть претензии по поводу обзорности, а у «немца», кроме того, – еще и к качеству отделочных материалов.

Меньше проблем в процессе эксплуатации доставят силовые агрегаты и трансмиссия «японца», а вот у «француза» и «немца» они вызывают больше всего замечаний.

Лучше всего для наших условий эксплуатации подходит подвеска Opel Astra. Во-первых, она долговечная, а во-вторых, недорогая в обслуживании (накладна разве что замена подшипников, которые поставляются вместе со ступицей; впрочем, служат они долго – 80–100 тыс. км). Надежна и «ходовая» Mazda 323, но когда придет время что-либо менять – готовьтесь раскошелиться, так как многие «расходники» поставляются в сборе (шаровые опоры вместе с передними рычагами, сайлент-блоки – с задними тягами, задний подшипник – со ступицей). Наименее долговечна передняя подвеска Brava – на наших дорогах ее придется обслуживать в среднем каждые 40 тыс. км, причем шаровые опоры и сайлент-блоки в оригинале поставляются только в сборе с рычагом. А вот к задней подвеске «итальянца» претензий нет.

В каждой из дисциплин наибольшее количество баллов набрала Mazda 323 – в сумме 36 (см. табл.). Именно этот автомобиль отличается от сегодняшних конкурентов наилучшим соотношением потребительских качеств, что и позволило ему занять первую ступеньку пьедестала.

Помните, в начале статьи мы упомянули о том, что не будем предварительно навешивать ярлыки и сделаем выводы лишь после всесторонней оценки качеств сегодняшних конкурентов? Так вот, второе место досталось не слишком популярной модели – Fiat Brava (34 балла), которая, за исключением недолговечной передней подвески, по остальным показателям завоевала достаточно высокие оценки. Еще одно несомненное превосходство Brava – наиболее доступная рыночная стоимость.

На третьем месте – Opel Astra (31 балл), а на четвертом – Renault Megane (28 баллов). Вместе с тем, по сравнению с остальными участниками обзора, эти автомобили наиболее распространены, и если с учетом выявленных недостатков выбрать более надежные модификации, то они порадуют своих хозяев беспроблемной эксплуатацией не одну тысячу километров.

Mazda 323 (BJ). Наш рейтинг 1

 Резюме «Автоцентра»
Надежность большинства узлов и агрегатов
Хорошее оснащение многих автомобилей
Больше всего вариантов трансформации салона
Долговечная подвеска
Высокая устойчивость и хорошая управляемость
Скалывается краска с задних колесных арок на машинах последних годов выпуска
Неважная шумоизоляция
Возможны проблемы с мотором объемом 1,5 л
Высокая стоимость автомобиля и его обслуживания


Fiat Brava. Наш рейтинг 2

 Резюме «Автоцентра»
Самая доступная рыночная стоимость автомобиля
Наиболее просторный и вместительный салон
«Походный» размер багажника – наибольший
Трескается покрытие наружных дверных ручек
Двигатели чувствительны к качеству топлива
Недолговечность передней подвески и дорогостоящее ее обслуживание
Слишком мощный ГУР снижает информативность рулевого


Opel Astra (G). Наш рейтинг 3

 Резюме «Автоцентра»
Хорошая коррозионная стойкость
Просторный салон
Долговечная и самая энергоемкая подвеска
Приемлемая стоимость обслуживания
Скрип обшивки салона
Передние стойки ограничивают обзорность
Возможен выход из строя модуля зажигания, выпускного коллектора и клапанов системы рециркуляции отработавших газов (ECOTEC)
При больших пробегах нередки проблемы с «механикой» и рулевым

Дорогостоящая замена задних ступичных подшипников


Renault Megane.
Наш рейтинг 4

 Резюме «Автоцентра»
Многие автомобили неплохо укомплектованы
Наибольший объем багажника
Энергоемкая подвеска
Передняя левая стойка перекрывает обзорность
Могут поржаветь задние арки
Чувствительность двигателей к качеству топлива
Возможны течи охлаждающей жидкости и сальника кулисы переключения передач
Повышенный износ задних тормозных дисков и колодок (версии с дисковыми механизмами)

 Наш рейтинг. Оценки участников обзора*
Место 1 2 3 4
Марка/Модель Mazda 323 (BJ) Fiat Brava Opel Astra Renault Megane
Кузов/Багажник (коррозионная стойкость и др./ функциональность, объем) 4/3 5/5 5/4 4/3
Салон (качество, обзорность, комфорт, вместительность, практичность) 5 5 3 3
Двигатели/КП (надежность, неприхотливость, возможность выбора, стоимость обслуживания) 5/5 4/5 3/4 3/4
Подвеска/Рулевое/Тормоза (долговечность, беспроблемность, стоимость обслуживания) 4/5/5 2/3/5 5/2/5 4/4/4
Всего баллов 36 34 31 29
* Максимальная оценка в каждой категории – 5 баллов

Автомобили Mazda 323 (BJ) Fiat Brava Opel Astra (G) Renault Megane
Общие данные*
Тип кузова хэтчбеки
Дверей/мест 5/5
Габариты, Д/Ш/В, мм 4250/1705/1410 4185/1740/1420 4110/1710/1420 4130/1700/1420
База, мм 2610 2612 2605 2580
Масса снаряженная/полная, кг 1055/1585 1040/1570 1050/1570 1015/1580
Объем багажника, л 355 /н. д. 380/1165 370/1180 350/1210
Объем бака, л 55 63 52 60
Двигатели
Бензиновые: 4­цилиндр. распр. впрыск. 1,3 л 16V (73 л. с.), 1,5 л 16V (88 л. с.) 1,6 л 16V (98 л. с.), 1,8 л 16V (114 л. с.), 2,0 л 16V (130 л. с.) 1,2 л 16V (82 л. с.), 1,4 л 16V (80 л. с.), 1,6 л 16V (90 л. с.), 1,6 л 16V (103 л. с.), 1,8 л 16V (113 л. с.) 1,2 л 16V (65/75 л. с.), 1,4 л 16V (90 л. с.), 1,6 л (75/85 л. с.), 1,6 л 16V (101 л. с.), 1,8 л 16V (115/125 л. с.), 2,0 л 16V (136 л. с.), 2,2 л 16V (147 л. с.) 1,4 л (75 л. с.), 1,4 л 16V (95 л. с.), 1,6 л (90 л. с.), 1,6 л 16V (107 л. с.), 1,8 л 16V (116 л. с.), 2,0 л (114 л. с.), 2,0 л 16V (150 л. с.)
5­цилиндр. распр. впрыск: нет 2,0 л 20V (154 л. с.), 2,0 л 20V Turbo (182 л. с.) нет
Дизельн.: 4­цилиндр. 2,0 л (71 л. с.), 2,0 л 16V Turbo (90/101л. с.) 1,9 л (75 л. с.), 1,9 л Turbo (105 л. с.) 1,7 л Turbo (75 л. с.), 2,0 л 16V Turbo (82л. с.), 2,0 л 16V Turbo (101 л. с.) 1,9 л (64 л. с.), 1,9 л Turbo (98 л. с.), 1,9 л Turbo (102 л. с.)
5­цилиндр.: нет 2,4 л Turbo (131 л. с.) нет
Трансмиссия
Тип привода передний
КП 5­ст. механ. или 4­ст. автомат.
Ходовая часть
Тормоза передние/задние диск. вент./бараб., диск. вент./диск.
Подвеска передняя/задняя незав./незав. незав./полузав. незав./незав.  
Шины 175/65 R14, 185/65 R14, 195/55 R15 175/65 R14, 195/55 R15 165/70 R14, 175/70 R14, 185/65 R14, 195/60 R15 175/70 R13, 175/65 R14, 185/60 R15, 195/50 R15
* Приведены данные модификаций с 5­дверным кузовом хэтчбек

Юлий Максимчук
Фото Владислава Бойко, Сергея Кузьмича и Андрея Яцуляка

Редакция благодарит СТО компании «Mazda Auto International», «Кий Авто», ООО «УкрАвтоЗАЗ-Сервис» и Fiat Autoservise Ukraine за помощь в подготовке материала

Теги:
Юлий Максимчук
Автор
Юлий Максимчук
Редактор рубрики «Закон на дороге»
Загрузка...