Автопром идет к потребителю
Производство легковых автомобилей в развитых странах Европы постепенно уменьшается. Мировой прирост происходит прежде всего за счет развивающихся стран, где выпуск машин постоянно увеличивается.
Производство легковых автомобилей в развитых странах Европы постепенно уменьшается. Мировой прирост происходит прежде всего за счет развивающихся стран, где выпуск машин постоянно увеличивается. |
В 2005 году в мире было произведено 51,6 млн. легковых автомобилей, включая внедорожники и минивэны. Это на 3,6% больше, чем год назад, и почти вдвое превышает показатель 1982 года.
Много и стабильно
Как и прежде, неизменным лидером в автопроизводстве остается Япония – здесь выпускается 9,4 млн. машин в год. В США стабильно производится 8,4 млн. автомобилей, в Германии – чуть меньше 5 млн. Еще 10 стран строят более одного миллиона легковушек, остальные 30 стран-автопроизводителей – от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч машин в год (речь идет только о полномасштабном производстве).
Если говорить о выпуске авто по континентам, то лидирует Азия – почти 20 млн. машин в год. Европейские и американские производители выпускают около 16 и 12 млн. машин соответственно.
Рынок наполнен
Если взглянуть на таблицу динамики мирового производства за последние два года, то можно увидеть, что традиционные производители не наращивают объемов выпуска машин. Так, в 2005 году в ЕС произвели на 1,3% меньше автомобилей, чем в 2004-м. Причем большинство стран Западной Европы демонстрируют спад производства, прежде всего Испания, Италия, Нидерланды. Похожая ситуация и в Новом Свете. Выпуск легковушек в США в 2005 году не превысил показателей 2004 года, а в Канаде – даже несколько уменьшился. Основная причина в том, что себестоимость производства в этом регионе довольно высока, а рынок – стабильный. Поэтому производители не слишком заинтересованы в разворачивании здесь новых сборочных линий.
Рост и перемещение
Совсем другая тенденция в странах с развивающейся экономикой. Здесь рынки растут, и довольно динамично. Но доходы местного населения пока еще скромны, и тут в основном покупают недорогие автомобили. Производить их в развитых странах, где работникам заводов надо платить высокие зарплаты, невыгодно, поэтому автоконцерны размещают производство там, где экономика только развивается. Например, выпускаемые в Чехии, Румынии и Венгрии недорогие машины направляются не только на местные, но и на близлежащие рынки. Более того, мировые автогиганты строят новые производства именно в странах с высокой квалификацией рабочих и невысокими зарплатами. Например, завод по производству VW Touareg, Porsche Cayenne и Audi Q7 разместили в Словакии. Интенсивно растет автопром и в развивающихся странах на других континентах – в Бразилии, Аргентине, ЮАР, Китае, Индонезии, Пакистане и Узбекистане. Здесь строят в основном автомобили, ориентированные на местный рынок. А если объемы производства превышают внутренние потребности, то и на экспорт в соседние государства. Таким образом, при росте спроса на автомобили мировые автогиганты налаживают сборку машин в странах-потребителях или рядом с ними. Например, в прошлом году из 7,3 млн. автомобилей Toyota, собранных по всему миру, только половина была родом из Японии. Этой тенденцией эффективно воспользовались наши северные соседи – за последнее время растущий рынок стран бывшего СССР привлек ряд мировых автопроизводителей (General Motors, Ford, Toyota, Nissan, Volkswagen), которые выявили желание строить собственные заводы в России.
Таким образом, дальнейшее увеличение объемов производства автомобилей будет происходить за пределами развитых стран, из-за чего автопромышленность распределится по миру более равномерно.
Страна | Пр-во | Динамика,% |
|