В минувшем году на Земле выпустили 47,5 миллиона автомобилей. Это – очередной рекорд. На сей раз рост производства обеспечили развивающиеся страны.
| | В минувшем году на Земле выпустили 47,5 миллиона автомобилей. Это – очередной рекорд. На сей раз рост производства обеспечили развивающиеся страны. |
За последнее время явно «провальных» лет по показателям продаж и выпуска автомобилей было совсем немного. Так, «неурожайными» для автопроизводителей оказались 1980, 1982 и 1990 годы, когда объемы выпуска машин существенно снизились. В целом же тенденция роста оставалась весьма стабильной, особенно в новом тысячелетии. В 2000 году, по данным швейцарского каталога Automobil Revue, в мире было произведено 41,5 млн., в 2001-м – 45 млн., а в 2002-м – 46,7 млн. новых машин. Правда, существенная разница в показателях за 2000 и 2001 годы вызвана вовсе не бурным ростом активности производителей, а тем, что в мировые сводки начали включать внедорожники, которые раньше считали отдельно или вместе с пикапами (как это делают в Америке). Основной причиной таких изменений называют появление все большего числа кроссоверов, которые можно отнести как к легковым универсалам, так и к внедорожникам.
Сенсация отменяется
В начале года Toyota объявила, что стала вторым автопроизводителем в мире, обогнав по объемам выпуска машин концерн Ford. Впрочем, по предварительным данным Automobil Revue, «статус кво» не нарушен, и состав первой тройки автогигантов не изменился. Самым крупным в мире по-прежнему остается концерн General Motors. В минувшем году с учетом свежеприобретенной Daewoo он выпустил 8,3 млн. автомобилей (по сравнению с 2002-м рост составил 7,1%). На втором месте – Ford с 5,79 млн. машин (на 1,1% меньше, чем год назад), а на третьем – Toyota (+ 5,5%), общий объем производства которой составил 5,6 млн. Недавно руководители Toyota сами подтвердили, что несколько ошиблись в предварительных подсчетах – компании не удалось обогнать Ford.
Зато во второй части топ-шестерки произошли изменения. В «турнирной таблице» передвинулся с пятого на четвертое место альянс Renault/Nissan, потеснивший VW Group. Французам и японцам совместными усилиями удалось выпустить 4,8 млн. автомобилей (+ 2,9%), а вот немецкий концерн даже при 1,6-процентном увеличении производства построил всего 4,7 млн. машин, заняв пятое место.
У DaimlerChrysler в 2003-м был отмечен 5,8-процентный спад – за год альянс выпустил 4,2 млн. автомобилей.
Западная Европа
В минувшем году в Старом Свете объемы производства авто снизились. По данным того же Automobil Revue, в 2003 году на заводах Западной Европы было выпущено 14,9 млн. машин, а в 2002-м – 15,2 млн. Еще один показатель – объемы продаж – также оказался «в минусах». По данным АСЕА, с января по декабрь 2003 года в Западной Европе реализовано чуть более 14,2 млн. автомобилей, тогда как за 2002 год – почти 14,4 млн. Спад отразился на всех местных производителях, кроме концерна BMW, в упряжке которого особо резво тянула «лошадка» Mini. Зато практически у всех японских и корейских марок, за редким исключением, отмечался рост продаж в Европе. Но, похоже, европейские автопроизводители твердо решили изменить эту тенденцию. Чуть ли не себе в убыток они предлагают сумасшедшие скидки и заманчивые акции. Чем закончится такое заигрывание с потенциальным покупателем – покажет время.
Восточная Европа
В Восточной Европе отмечался рост производства. В 2003 году здесь выпустили 2,36 млн. автомобилей, тогда как в 2002-м – 2,25 млн. Весьма ощутимо увеличились объемы выпуска машин в России, Польше, Румынии, Югославии, Словакии и, как мы уже сообщали ранее, в нашей стране. Спад производства отмечался в Словении, Венгрии и Чехии. Очевидно, в ближайшие несколько лет в Восточной Европе объемы выпуска машин по-прежнему будут расти. Это связано с тем, что несколько автомобилестроительных концернов уже разместили либо приняли решение построить свои новые заводы на территории стран этого региона. В частности, речь идет о Чехии, Польше и Словакии. Например, в Словакии, где еще несколько лет назад не было никакой автопромышленности, сегодня выпускают Volkswagen, Seat и даже Porsche (всего 237 тыс. машин в год). Там также строятся заводы PSA/Peugeot-Citroёn и Hyundai Motors. Как заявил президент Словакии Рудольф Шустер, к 2007 году в этой стране планируется собирать 600 тыс. автомобилей в год.
Северная Америка
Три державы этого континента – США, Канада и Мексика – вместе выпустили 11,9 млн. машин (год назад – 12,4 млн.). Спад производства коснулся всех стран, особенно США – там оно снизилось с 9 до 8,8 млн. По данным Automotive News, продажи в этой стране в минувшем году достигли 16,7 млн., что на 1% меньше, чем в 2002-м. Но, судя по информации в прессе, американцы пока не очень переживают по этому поводу. Последние пять лет янки крайне активно покупают машины. А пик продаж автомобилей пришелся на 2000 год. Тогда впервые за всю 107-летнюю историю автомобилестроения в этой стране было продано 17,4 млн. транспортных средств. Прошлый год оказался более удачным для иностранных брэндов, нежели для местной «большой тройки» – GM, Ford и DaimlerChrysler. На долю американских концернов в минувшем году пришлось 44,9% рынка, и у каждого из них наблюдался спад продаж. Toyota же по итогам 2003-го оказалась самым продаваемым в США брэндом – 1,86 млн. автомобилей – и смогла похвастаться ростом продаж (+6,3%) по сравнению с 2002 годом. Среди других представленных в США производителей самый значительный рост наблюдался у Honda, Nissan, BMW и Porsche. Наибольший спад (– 42%) отмечен у Isuzu.
Азия
В азиатском регионе в минувшем году выпустили 15,9 млн. автомобилей (по данным Automobil Revue). Больше всех отличился Китай, за счет которого, в общем-то, и был поставлен очередной мировой рекорд. Если еще не так давно в статистических сводках эту страну относили к категории «и другие», то за последние два года ее «кусок» в мировом «пироге» автопроизводства становится все больше. В частности, в прошлом году в Китае выпустили почти 1,96 млн. автомобилей, что на 75,3(!)% больше, чем в 2002-м. Кстати, рост производства в этой стране не случаен. Как сообщает Wall Street Journal, по итогам прошлого года Поднебесная занимает первое место в мире по объемам прямых иностранных инвестиций, которые составили около $60 млрд. И самые крупные из них приносят в страну именно автомобилестроители. Впрочем, Китай пока остается третьим по объемам выпуска машин в Азии. Первое место много лет подряд удерживает Япония (8,8 млн.), а второе – Корея (2,8 млн.). Кстати, по сравнению с 2002 годом в Японии наметился спад, а в Корее – наоборот, подъем производства. Также существенно увеличился выпуск авто на Филиппинах, в Индии, Узбекистане и Турции.
Тенденции
Таким образом, несмотря на некоторый спад в развитых странах, общее производство и продажи новых автомобилей в мире постепенно растут. Причем наиболее заметно – в активно развивающихся государствах, в том числе Юго-Восточной Азии и Восточной Европы. В «автомобильных» державах Западной Европы и Северной Америки снижение покупательской активности заметно, но объемы продаж и производство машин «на душу населения» остаются столь высокими, что Азия еще не скоро догонит эти страны.
Еще одна тенденция, которая сегодня прослеживается, – автомобилестроители все ожесточеннее вступают в схватку за покупателя, создавая новые модели, придумывая новые классы, снижая цены, предлагая всевозможные акции и бонусы. А поскольку для небольших компаний это довольно сложно, происходит все более плотное слияние капиталов, платформ, появление общих заводов и сбытовых сетей. Возможно, что через 10 – 15 лет в мире останется всего 3 – 5 концернов, которые будут выпускать автомобили под различными марками.
Производство машин по странам и континетам, 2003 г, шт
| Северная Америка |
США | 8 828 465 | Канада | 2 065 678 | Мексика | 1 039 805 | Всего | 11 933 948 |
|
| Южная Америка |
Бразилия | 1 558 377 | Аргентина | 115 328 | Всего | 1 673 705 |
|
| Западная Европа |
Германия | 4 817 366 | Франция | 3 323 460 | Испания | 2 660 588 | Великобритания | 1 659 690 | Италия | 1 033 144 | Бельгия | 808 617 | Швеция | 287 745 | Голландия | 164 956 | Португалия | 150 808 | Австрия | 87 200 | Всего | 14 993 574 |
|
| Восточная Европа |
Россия | 1 026 095 | Чехия | 436 297 | Польша | 294 450 | Словакия | 237 000 | Венгрия | 122 350 | Словения | 118 199 | Румыния | 73 648 | Украина | 41 621 | Югославия | 13 000 | Всего | 2 362 660 |
|
| Азия |
Япония | 8 884 024 | Корея | 2 819 431 | Китай | 1 955 729 | Тайвань | 272 610 | Таиланд | 213 947 | Малайзия | 305 166 | Филиппины | 12 161 | Индия | 815 787 | Иран | 375 962 | Узбекистан | 33 500 | Турция | 267 129 | Всего | 15 955 446 |
|
Австралия | 384 236 | Южная Африка | 249 228 |
|
Светлана Скрипка
По материалам каталога Automobil Revue, газет Automotive News Europe и Wall Street Journal