Поломка подвески: Без точки и опоры

По большому счету, в автомобиле может отказать все что угодно без особых последствий и неприятностей. Но, например, поломка ходовой части, в особенности деталей подвески, может привести к аварии.

Лист рессоры может сломаться от перегрузки, и водитель замечает это, только когда пакет «расползется». К счастью, узлы подвески часто разрушаются на малой скорости при переменных нагрузках: во время троганья с места и преодоления ям.

По большому счету, в автомобиле может отказать все что угодно без особых последствий и неприятностей. Но, например, поломка ходовой части, в особенности деталей подвески, может привести к аварии.

Поломку подвески следует понимать буквально – как мгновенное разрушение одной или нескольких ее деталей и узлов. Чаще всего выходят из строя подвижные части, подверженные естественному износу. Шаровые опоры, подшипники шкворней и прочие шарниры могут разобраться (рассоединиться), вследствие чего разъединятся скрепленные ими детали. Оси рычагов иногда просто переламываются, а узлы крепления рычагов или их осей к кузову либо раме обрываются. Поломка самого рычага случается реже. Нередко разрушаются упругие элементы – пружины, рессоры, торсионы. Серьезные проблемы может создать «рассыпавшийся» подшипник ступицы или полуоси.

Главное последствие таких неисправностей – нарушение геометрии установки колес. Из-за этого автомобиль утрачивает способность нормально двигаться – он кренится, его начинает уводить в сторону вплоть до полной потери управления и переворачивания. В некоторых случаях аварийное колесо «подворачивается» и ложится на бок, при этом может смять крыло и трубопроводы, расположенные под днищем. Повернуть руль или удержать его в этой ситуации бывает невозможно. Самое страшное, чего следует опасаться – выезд на встречную полосу движения или опрокидывание.

Опасность спереди

В случае любой поломки ходовой задача водителя удержать машину на безопасном курсе и немедленно снизить скорость до полной остановки.

Повреждение передней подвески опаснее, чем поломка задней. Ведь кроме того, что машина теряет одно из управляемых колес, она при торможении еще и приседает на «дефектный» передок, кузовом цепляясь за поверхность дороги. При отсутствии гидроусилителя руля сила, с которой «баранка» вырывается из рук, будет настолько значительной, что можно травмировать пальцы. Но ей нужно противодействовать, стремясь сохранить желаемое направление движения. Это будет легче сделать, если отреагировать рулем на вдруг возникший увод мгновенно, не дав ему развиться.

Поломка задней подвески менее опасна, поскольку нарушение ее геометрии влияет на управляемость машины в меньшей мере. В некоторых случаях эту неисправность даже нелегко заметить – например, если автомобиль медленно едет по неровностям или перегружен настолько, что ведет себя необычно и в исправном состоянии. Усилие увода будет не таким значительным, как при поломке деталей «передка», а реакции на работу рулем – более привычными. Тем не менее, не замеченная в первый момент проблема может в дальнейшем вызвать занос и даже разворот авто.

Рецепты спасения

Если удержать «курс» не получается, бросать руль и опускать руки (во всех смыслах) все равно нельзя. Нужно постараться, спрямляя траекторию увода, хотя бы удержать автомобиль от опрокидывания или столкновения.

Пользоваться тормозами при этом не запрещается, однако на педаль надо нажимать осторожно, следя за тем, не приводит ли это к еще большему уводу или крену машины.

Может случиться так, что сломавшаяся деталь – например, рычаг – вывернется вниз и станет точкой опоры машины вместо колеса. Коэффициент сцепления металла с асфальтом (особенно мокрым или обледенелым) ниже, чем у резины, поэтому при торможении отклонение от курса может быть направлено как в сторону колеса с поврежденной подвеской, так и в противоположную. И к этому нужно быть готовым.

В случае попадания скользящей по дороге металлической детали в яму или неровность шоссе машина может развернуться или перевернуться. По этой причине при сломавшейся подвеске не следует наезжать на неровности дороги, особенно если скорость высокая.

В любом случае нужно помнить, что поломка подвески чаще всего оставляет водителю возможность контролировать движение. Поэтому главное при таком происшествии – не испугаться необычного поведения машины, трезво мыслить и крепко держать «баранку» двумя руками. Данная экстремальная ситуация – всего лишь изменение траектории движения, которое нужно скорректировать рулем с одновременным снижением скорости.

 Тише едешь

Поломка ходовой части по возможным последствиям могла бы быть самой опасной неисправностью автомобиля. Но, к счастью, детали разрушаются в момент, когда испытывают повышенные нагрузки – чаще всего при преодолевании неровностей, то есть тогда, когда большинство водителей снижает скорость – за исключением тех случаев, когда яму откровенно «проворонили».

 Возможные причины поломок
Детали с трещинами – бомба замедленного действия: когда-нибудь такой рычаг не выдержит нагрузки и разрушится. Даже при сильном стеснении в средствах нельзя применять самодельные и «усовершенствованные» в кустарных условиях узлы подвески. Нередко даже предельно изношенные шаровые опоры не издают шума – поэтому так важно регулярно проверять подвеску на СТО.

 Заблаговременное предупреждение

Аварийная поломка подвески, как правило, становится следствием износа ее отдельных элементов. Поэтому в абсолютном большинстве случаев ее можно избежать, если обслуживать ходовую часть вовремя. Наиболее опасны с точки зрения возможного разрушения износ шаровых опор, «усталость», а также коррозия рычагов и кузова в местах крепления подвески.

 Коварные ролики

Своевременная диагностика подшипников избавит от неприятностей в дороге.Своевременная диагностика подшипников избавит от неприятностей в дороге. Изношенный ступичный подшипник может стать очень коварным – начать время от времени резко «прихватывать» колесо, кратковременно притормаживая таким образом одну сторону автомобиля. Машина при этом независимо от желания водителя переставляется на дороге на полметра-метр в сторону. Но такие неприятности случаются не вдруг – прежде чем окончательно выйти из строя, подшипник начинает гудеть. В зависимости от марки авто и качества узла после этого он способен еще проехать от одной-двух сотен до нескольких тысяч километров (что нередко и притупляет бдительность владельца, заметившего посторонний звук).

Но в любом случае гул из-под днища должен послужить сигналом к поездке на диагностику.

Игорь Широкун
Фото Андрея Яцуляка и Владислава Бойко

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ