Все «колдобины» автобанов
| |
Немецкие автобаны –
это мечта шофера: идеальное покрытие, отсутствие перекрестков, светофоров
и ограничений скорости. И если уличное движение в городах Германии обычно
не ставит нас, готовых ко всему, в тупик, то автобаны, о которых мы знаем
лишь хорошее (см. выше), – это чужой монастырь. Со своими уставом, правилами,
менталитетом и даже философией. Надеемся, информация о них пригодится
нашим читателям, которым посчастливится путешествовать по Европе.
Кое-что о знаках
Указателей, табличек, табло на автобанах явно больше, чем может усвоить
среднестатистический драйвер. Они предназначены для того, чтобы водители
не прозевали съезды с трассы, к бензозаправке, на стоянку для отдыха и
т. д.
Конечно, неплохо хотя бы немного знать немецкий язык, поскольку надписи
на знаках не дублируются. Впрочем, можно и запомнить: автобан так и обозначается
– «Autobahn». Съезд с него – «Ausfahrt». АЗС – «Tankstellen». Стоянки
для отдыха – «Raststatten». «Gesperrt» – движение перекрыто. «Umleitung»
– объезд.
Примерно через каждый километр высится основательная стойка с панно,
регламентирующим режим движения по полосам. В местах, где постоянно возникают
пробки, вместо панно вывешены электронные табло, показания на которых
изменяются в зависимости от ситуации на данном участке. Так, если движение
плотное, то ограничивается скорость (у каждой полосы свой лимит) или загорается
знак, запрещающий обгоны. Эта же информация плюс длина пробок в километрах
и вероятное время прохождения автомобиля через них постоянно передается
по радио и ТВ.
Кстати, знаки в «бундесе» имеют несколько иной контекст, чем у нас. Так,
если скорость ограничивается отметкой 100 км/ч, это означает, что до следующего
знака нельзя не только превышать ее, но и двигаться медленнее.
Speed limit
Если в большинстве стран Европы запрещено двигаться быстрее 130 км/ч,
то на немецких автобанах верхнего предела скорости не существует. Как
говорится, «максималка» здесь ограничивается только возможностями вашего
авто. Кстати, именно отсюда «сдвиг» немцев по теме тюнинга.
Конечно, есть участки, где по каким-то причинам (в основном из-за строительных
работ) устанавливаются лимиты скорости. Они могут изменяться в зависимости
от погодных условий, плотности движения, состояния покрытия и других факторов.
Информация о таких изменениях также отображается на световых табло.
Есть еще такое понятие, как рекомендуемая (видимо, теми исследователями
из четырех НИИ) скорость на автобанах – 130 км/ч для легковых и 80 км/ч
для грузовых авто. Если вы, превысив ее, попадете в аварию, то всегда,
хоть и частично, будете виноваты.
Банный сервис
Дорожный анекдот. Один герр, спешивший по Е-95 в Одессу, сильно хотел
в туалет, и украинский водитель выпустил его в лес. Помыкавшись в чаще,
тот вышел измученный и изумленный: никакого туалета он там не нашел.
На автобане можно останавливаться только в специально отведенных местах:
на АЗС и площадках для отдыха. На любой заправке (а они расположены через
каждые 20 км с обеих сторон) есть кафе, туалет и мини-супермаркет, в котором
всегда найдется уголок с раскладкой самых разнообразных карт, атласов,
путеводителей, планов городов и т. д.
На стоянках, встречающихся примерно через каждые 30 км, есть кемпинги
либо мотели. Или просто комнаты для отдыха, детские площадки, туалеты
и мусорные бачки, которыми не стоит пренебрегать – у немцев приветствуются
доносы и очень популярны «мобилки» с фотоаппаратами. Вы очень удивитесь,
когда вас остановит полицейский и выпишет штраф за то, что вы выбросили
в окно окурок на таком-то километре.
Осторожно, работает кран!
Сейчас новые дороги прокладывают большей частью в «новых землях», т.
е. на территории бывшей ГДР. В западной же части Германии в основном расширяют
самые узкие места и участки, где происходит наибольшее количество дорожно-транспортных
происшествий – вблизи больших городов и крупных развязок. Поэтому строительные
работы стали неотъемлемым атрибутом пейзажа автобанов. Перед огражденной
со всех сторон стройплощадкой устанавливаются специальные знаки и наносится
временная разметка желтым цветом. Как правило, при проведении работ перекрывается
часть полосы в одном направлении, а поток транспорта идет по участку встречной
полосы. В этом случае потоки разделяют бетонными блоками, а ряды для движения
обозначают не только желтой полосой, но и светоотражающими элементами
в виде катафотов, установленных прямо на асфальте. Так что путаницы не
возникает – полосы для движения отчетливо видны в ночное время и в любую
погоду.
Полосатый рейс
На основных автобанах – по 4 полосы в каждом направлении: три общие и
одна служебная (самая правая, отделенная от общих сплошной полосой). Чем
«левее» полоса, тем выше средняя скорость движения по ней. Если по правой
полосе машины едут со скоростью 100 – 110 км/ч, то по средней – уже сильно
за 130. Да и обгоняя со средней полосы, нужно смотреть, чтобы на горизонте
не маячил скороход, которому давно пара в крайний левый ряд, иначе будут
сложности – ему придется экстренно тормозить. Если вы не намерены мчаться
со скоростью авиалайнера, выбирайте крайнюю правую полосу. В случае, когда
впереди возникли препятствия (пробка, авария), водитель должен включить
аварийную сигнализацию, чтобы едущие сзади успели снизить скорость.
Для выезда на автобан служат полосы ускорения, где надо разогнаться
до скорости, позволяющей вписаться в колонну едущих слева. Для съезда
предусмотрены полосы торможения. «Гаситься» до такой полосы – значит создавать
проблемы для едущих за вами.
Служебная же полоса предназначена для полиции, «скорой помощи», пожарных.
И даже если на автобане создается пробка, на эту полосу никто не заезжает:
с этим очень строго, «штрассеки» (местные гаишники) лютуют. Если поймают
профессионала, дальнобойщика или водителя автобуса, то могут серьезно
испортить ему карьеру, навсегда «закрыв» категорию.
Чего делать нельзя
Ограничений немало, и все они служат главной цели – избежать создания
«штау», т. е. пробок. Ведь даже незначительные происшествия могут иметь
самые печальные последствия – скорости-то не ограничены. Ни в коем случае
нельзя совершать обгон справа, ехать против движения, т. е. задним ходом.
Не разрешено ходить пешком, ездить на велосипедах, даже по обочине. Транспортным
средствам с максимальной скоростью менее 60 км/ч въезд на Аutobahn заказан.
Запрещена учебная езда. Нельзя останавливаться, тем более парковаться.
Возникла неисправность – нужно сразу же скатиться в крайний правый ряд,
включить «аварийку», выставить треугольник и немедленно вызвать аварийную
службу – специально для этого через каждые два километра установлены телефоны.
И ради спасения своей жизни необходимо уйти за ограждение. Случаев, когда
водитель, копавшийся около неисправной машины, был зацеплен проносившимся
мимо грузовиком, не счесть. Еще хуже, когда у вас закончился бензин –
штрафа не избежать, ведь вы создали аварийную ситуацию. И никакие уговоры
– мол, два часа полз в этой нехорошей штау – не помогут. Мораль «штрассеков»
– раз уж выехал на автобан, нужно учитывать все.
| |
Историческая справка | |
| |
Штрафы за нарушение правил движения |
|