ГАИ: Реформы и переименования

Новое руководство Министерства внутренних дел огласило свои намерения по реформированию ГАИ. Что именно собираются поменять, рассказали заместитель министра внутренних дел Владимир Рудык и новый начальник ДГАИ МВД Украины Сергей Коломиец.

Новое руководство Министерства внутренних дел огласило свои намерения по реформированию ГАИ. Что именно собираются поменять, рассказали заместитель министра внутренних дел Владимир Рудык и новый начальник ДГАИ МВД Украины Сергей Коломиец.

Реформирование Госавтоинспекции предполагает изменение приоритетов ее деятельности – если эта структура МВД занималась многими вопросами, касающимися автомобилей и дорожного движения, то теперь первоочередным станет выполнение милицейских функций, то есть контроль и обеспечение порядка как на автомобильных дорогах, так и за их пределами. С этой целью в шести регионах Украины начался эксперимент, в ходе которого дорожно-патрульная служба Госавтоинспекции и патрульно-постовая служба милиции осуществляют работу совместно. Уже есть первые положительные результаты – за месяц предотвращено свыше 3,7 тыс. административных нарушений, раскрыто 5 случаев незаконного завладения транспортными средствами, 6 грабежей и 76 других преступлений. По словам нового начальника ДГАИ МВД Украины генерал-майора милиции Сергея Коломийца, большинство дорожно-транспортных происшествий происходит на городских магистралях, поэтому около 90% личного состава ДПС планируется перевести на несение службы в городах, а остальные 10% будут патрулировать дороги государственного значения. В перспективе городские гаишники, патрулирующие дороги совместно с «пэпээсниками», перейдут под юрисдикцию так называемой муниципальной милиции и окажутся в подчинении областных управлений МВД Украины, а остальные сотрудники ДПС, как и прежде, будут подчиняться непосредственно Департаменту. Планируется также ликвидировать 4 полка, 23 отдельных батальона и сократить 33 роты, а вместо них сформировать 87 отдельных рот и 120 взводов.

Реформированная структура ДПС получит и новое название: Государственная автопатрульная служба.

Владимир Рудык. Заместитель министра внутренних дел «Аттестация кадров, проводимая сейчас в подразделениях Госавтоинспекции, прежде всего направлена на очистку этой службы от работников, за которыми тянется шлейф коррупционных деяний и взяточничества».

Владимир Рудык. Заместитель министра внутренних дел

Сдать погоны!

В свете новых требований, выдвигаемых руководством МВД, все сотрудники милиции, напрямую не связанные с обеспечением порядка, должны быть разаттестованы, то есть им предстоит снять погоны и стать штатскими. Коснется это и работников Госавтоинспекции – главным образом, личного состава МРЭО, занимающегося регистрационной деятельностью и проведением экзаменов на получение водительских удостоверений, а также работников станций диагностики, контролирующих техсостояние транспортных средств.

Более того, в перспективе ГАИ лишится статуса органа, монопольно проводящего техосмотр (ТО). Эти полномочия передадут независимым станциям диагностики, получившим соответствующие лицензии Минтранса. Хотя полностью отстранять Госавтоинспекцию от техосмотра не собираются – она будет контролировать проведение ТО станциями диагностики. Сотрудников ГАИ также задействуют для проверок «родословной» автомобиля (на предмет угона, законности приобретения и т. п.) и подлинности номеров агрегатов. Оставят за ГАИ и право проведения наиболее ответственной операции – ТО пассажирского автотранспорта.

А вот МРЭО не планируют выводить из структуры ГАИ, сообщил Сергей Коломиец, так как эта система функционирует эффективно и разрушать ее нецелесообразно. Усилится лишь контроль за данной структурой – развивающаяся автоматизированная система в перспективе позволит централизованно проверять операции, осуществляемые в каждом МРЭО. Таким образом, исключается возможность злоупотребления служебным положением.

Фронтовая обстановка

Не секрет, что дисциплина на дорогах ухудшилась. Одна из основных причин этого явления – изменение законодательства в 2001 году, что существенно снизило вероятность наступления ответственности за административные нарушения в сфере дорожного движения. К примеру, за управление ТС в нетрезвом состоянии только 23% водителей лишаются «прав», и только 50% нарушителей исполняют решение суда об уплате штрафа.

Все это привело к значительному росту аварийности – так, согласно статистике Госавтоинспекции только в прошлом году зафиксировано свыше 45 тыс. ДТП (на 7,5% больше, чем в 2003 году), в которых 7 тыс. человек погибли (-2,7%) и 53 тыс. ранены (+13%). Как заметил заместитель министра внутренних дел Владимир Рудык, эти цифры сопоставимы с потерями личного состава армии в ходе войны в Афганистане или Чечне.

Сергей Коломиец. Начальник ДГАИ МВД Украины генерал-майор милиции «Цель структурного реформирования ГАИ – превратить ее в службу, которая будет предоставлять реальную помощь людям и эффективно бороться с преступностью».

Сергей Коломиец. Начальник ДГАИ МВД Украины генерал-майор милиции

Вместо штрафов – баллы

Заместитель министра внутренних дел и начальник ДГАИ считают, что для изменения ситуации необходимо пересмотреть законодательную базу, регулирующую правовые отношения в сфере дорожного движения. При активном участии Госавтоинспекции уже подготовлен целый ряд соответствующих законопроектов. Причем они кардинально отличаются от тех документов, которые готовились ранее, – возвращение прежних полномочий сотрудникам ГАИ в них не предусмотрено.

Так, к примеру, предлагается сократить количество нарушений ПДД, за которые участники дорожного движения будут привлекаться к ответственности, а остальные сгруппировать по видам – «опасные» и «особо опасные» – и существенно увеличить по ним размеры штрафов. За мелкие нарушения планируется ввести накопительную систему предупреждений (такая практика широко применяется за рубежом). При превышении установленного числа предупреждений суды будут принимать решение о мере ответственности злостного нарушителя. Хотя пока непонятно, как именно собираются фиксировать мелкие нарушения.

Планируется также переход к системе прогрессивного штрафа. То есть, если человек проигнорировал решение суда об уплате штрафа, через некоторое время на эту сумму налагается пеня. Нарушителя не допустят к проведению очередного ТО, пока он не уплатит увеличившийся к тому времени штраф.

Предлагается предоставить работникам Госавтоинспекции возможность временно задерживать и передавать в суды водительские удостоверения только за те нарушения, которые предполагают ответственность в виде лишения «прав» (езда в нетрезвом состоянии, создание аварийной ситуации и др.). Такая мера вынужденная, поскольку сегодня решения судов о лишении водительских удостоверений обычно не выполняются.

ГАИ также планирует закрепить механизм временной доставки ТС на штрафплощадки, но при этом ограничить список нарушений, за которые накажут подобным образом (управление в нетрезвом состоянии, когда водитель не может продолжать движение, а также отсутствие регистрации, перебивка номеров агрегатов и т. п.).

Дорожную патрульную службу (ДПС) переименуют в Государственную автопатрульную службу (ГАПС)

Начальников – меньше, зарплаты – выше

Как рассказал замминистра внутренних дел Владимир Рудык, в ходе реформирования ГАИ усовершенствуют управленческий аппарат, который планируют сократить на 25%.

Сегодня в Госавтоинспекции активно проводится аттестация кадров. Цель этого мероприятия – избавиться от нерадивых и нечистых на руку сотрудников. Понятно, что коррупции и взяточничеству не в последнюю очередь способствовала социальная незащищенность работников. Министр внутренних дел по договоренности с правительством изыскал средства на укрепление материально-технической базы милиции. К примеру, зарплата сержантского состава повысится до 750 – 800 грн., а у руководителей среднего звена она превысит 1 тыс. грн.

Все возвращается…

Несколько лет назад милицейские автомобили имели номерные знаки с синим фоном. Для МВД планируют вновь разработать такие номера, а чтобы исключить злоупотребления, их выдача будет контролироваться непосредственно Министерством.

Ныне от Госавтоинспекции требуют соблюдения принципа равенства всех участников дорожного движения. Работники этой службы не должны обращать внимание на то, какие номерные знаки установлены на автомобиле. Ведь не секрет, что, прикрываясь «крутыми» номерами, нарушители уходили от ответственности. Именно такие знаки серий «II… MI» теперь стали объектом пристального внимания Департамента ГАИ МВД Украины. Дело в том, что, по словам Владимира Рудыка, около 300 подобных номерных знаков вообще не были зарегистрированы в МРЭО. То есть автовладельцы просто повесили их на свои машины без внесения соответствующих платежей и перерегистрации. Сейчас такие ТС активно выявляются работниками милиции.

Остается надеяться, что эти изменения действительно помогут навести порядок не только в Госавтоинспекции, но и на украинских дорогах, которые станут безопаснее.

Подготовил Юлий Максимчук
Фото Владислава Бойко

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.