Хотя Чемпионат Украины по ралли давно завершился, дебаты о нем не стихают до сих пор. А поскольку ФАУ традиционно затягивает с официальным награждением, мы решили по-своему наградить и участников, и организаторов. Благо ярких дебютов, побитых рекордов, увлекательных гонок, скандалов и аварий было как никогда много.
| | Хотя Чемпионат Украины по ралли давно завершился, дебаты о нем не стихают до сих пор. А поскольку ФАУ традиционно затягивает с официальным награждением, мы решили по-своему наградить и участников, и организаторов. Благо ярких дебютов, побитых рекордов, увлекательных гонок, скандалов и аварий было как никогда много. |
Прогресс года
Валерий Горбань
«Олигарх» – так пилоты в шутку называют своих коллег, пришедших в автоспорт из бизнеса. Чемпионский титул Горбаня, одного из топ-менеджеров украинского MacCoffee, – следствие его основательного подхода к автогонкам. Обычно бизнесмены сразу садятся на самую мощную технику и учатся на собственных ошибках, порой фатальных. Горбань поступил разумнее, сначала пройдя «школу молодого бойца» под надзором опытных Б. Донского и А. Салюка. Дебют на последней гонке 2002 года (лидерство в классе вплоть до отказа техники) только подтвердил правильность выбора такой тактики. В сезоне-2003 Валерий не просто вчистую обыгрывал всех в 9-м классе, но и методично сокращал отрыв от А. Салюка-младшего, выступающего на идентичном ВАЗ-21112. И в итоге стал вторым и последним «переднеприводником», попавшим в десятку абсолюта, а заодно и лучшим в «кубке олигархов».
Лучший этап
«Ралли Днипро»
И год, и два назад мы, не раздумывая, присудили бы этот титул ралли, популярность которого в родном Днепродзержинске соперничает с любовью к новогодним праздникам.
Но сейчас, когда в обойму чемпионата вернулись сразу две именитые гонки – одесский «Куяльник» и львовские «Карпаты», его преимущество уже не столь бесспорно.
Одесса, как и в «старые добрые времена», порадовала отменно подготовленными грунтовками и непривычно высоким уровнем шоу. А спустившиеся с гор на сельские гравийники «Карпаты» поразили ровными как стол дорогами и стопроцентным перекрытием (притом, что карпатские допы пролегали сразу через несколько сел).
Если одесситы решат проблему с конфигурацией трассы (километровые прямики характерны скорее для рейдов), а львовяне займутся «раскруткой» гонки, привлечением зрителей и наладят работу со СМИ, днепродзержинской гонке не будет одиноко на раллийном олимпе.
Дебютант года
Иван Герман
Дебютантов было немного, причем подавляющее большинство из них – кольцевики: И. Герман, В. Холявко, С. Сергиенко, В. Трутнев, В. Янченко. Отрадно, что в украинском ралли больше становится не только мужчин – второй «амазонкой» после Н. Франчук стала О. Петренко, в прошлом сезоне «штурманившая» у В. Разыграева. И все же, несмотря на то, что самым результативным из новичков стал Холявко, мы отдали титул Герману. Иван сразу сел на новую, неиспытанную «импрезу» и поехал наравне с признанными лидерами. Результат налицо: пусть даже из трех гонок экс-штурман А. Александрова финишировал лишь в одной, зато сразу на третьем месте в «абсолюте».
Гонщик года
Александр Салюк-мл.
Сын титулованного отца записал на свой личный счет еще один рекорд, выиграв все гонки в «родном» 8-м классе! Причем пару А. Салюк – А. Горбик явно больше заботила борьба за «абсолют». Трудно поверить, но в вотчине Subaru и Mitsubishi двум Александрам до третьего места не хватило шести очков! Остается предвкушать тот момент, когда «джуниор» пересядет с 1,6-литрового ВАЗа на турбированно-полноприводную технику! И засечь по секундомеру, как быстро он поменяет расстановку сил в пелотоне.
Команда года
MacCoffee Rally Team
И снова «краснокофейные». Впрочем, их результаты свидетельствуют сами за себя: команда собрала фантастический урожай побед, кубков и очков. Во всех шести этапах три экипажа финишировали на подиумах в своих классах, собрав рекордное количество очков – 147, что лишь на 1,5 пункта меньше, чем у остальных семи команд вместе взятых! Три экипажа MacCoffee Rally Team заняли лидирующие позиции после первого же этапа и не уступили их до самого финала, сведя интригу в 8-м, 9-м, 12-м классах, абсолютном и командном зачетах до разборок за места не выше второго.
Худший этап
Калоша не нашла обладателя
Приятно отметить, что в данной номинации сегодня уже нет однозначных лидеров. «Фаворит» прошлых сезонов – «Чумацкий шлях» – подтянулся и в организационном, и в спортивном плане. Весенняя «Столица» неприятно удивила новым форматом: сначала первые три допа, затем торжественный старт и, наконец, преждевременный финиш. «Карпаты» провалили организационную часть: зрителей было не намного больше, чем организаторов и участников, шоу-программы как таковой не было. Так что выбирайте сами.
Разочарование года
Столица–II
Наибольшим разочарованием сезона-2003 стала отмена запланированной финальной гонки, которая, как и весенняя «Столица», должна была пройти в Киеве. Более того, не состоялась и предложенная в качестве замены «Второй Столице» гонка в Херсоне. Именно отмена финального этапа стала самым грустным событием сезона.
Противостояние года
Класс Украина-1400
Единственным классом, где могла присутствовать интрига, была «Украина-1400». Победы четырех разных экипажей в четырех первых этапах говорят сами за себя. Правда, уже к середине сезона стало понятно, что догонять едущих быстро, но предельно аккуратно Виктора Холявко и Дмитрия Соловьева практически некому. Обусловлено это крайне нестабильными выступлениями потенциальных лидеров. Не в последнюю очередь это связано с неразберихой при прохождении техкомиссии. Из-за «размытого» технического регламента она несколько раз переводила «украинцев» в класс A, N8.
Курьез года
Игорь Соустов
Класс «Украина» был задуман для небогатых экипажей. Поэтому борьба в нем ожидалась на протяжении всего сезона, ведь стандартные ралли-кары значительно надежней «навороченных». И. Соустов – Л. Соустова ехали по принципу «тише-дальше». Отец просто тренировал дочь, которая в следующем году сама сядет за руль. Поэтому своим предпоследним и последними местам они ничуть не огорчались. В Арабате в их классе финишировали 4 экипажа, в Одессе – 2, во Львове и Днепродзержинске – по 3. Трех подиумов и двух четвертых мест Соустовым хватило для второго места в чемпионате.
| Чемпионат Украины-2003. Абсолютный зачет |
1 | Пилот-штурман | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Сумма* | А. Салюк-ст. – Л. Косянчук/ И. Герман | 10 | 10 | 10 | 10 | (6) | (6) | 40/52 | 2 | В. Петренко – И. Полутов | (3) | 4 | 6 | 6 | (4) | 10 | 26/33 | 3 | В. Разумовский – Г. Дзюбак | 6 | – | – | – | 10 | 1 | 17 | 4 | А. Салюк-мл. – А. Горбик | 2 | 3 | 3 | 3 | (2) | (2) | 11/15 | 5 | А. Александров – А. Тамразов | 4 | 6 | – | – | – | – | 10 | 6 | А. Мочанов – М. Салюк | – | – | 2 | 4 | – | 4 | 10 | 7 | Н. Никитюк – В. Щербаков/ П. Стальниченко/А. Федько | – | 2 | – | 2 | – | 3 | 7 | 8 | И. Герман – Р. Щипков | – | – | 4 | – | – | – | 4 | 9 | А. Медведченко – А. Дмитренко/ С. Дружинин | – | 1 | – | – | 3 | – | 4 | 10 | В. Горбань – Е. Леонов | – | – | 1 | – | 1 | – | 2 |
|
| Чемпионат Украины-2003. Класс A, N9 |
1 | Пилот-штурман | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Сумма* | В. Горбань – Е. Леонов | 10 | 10 | 10 | (4) | 10 | (10) | 40/54 | 2 | А. Андриященко – В. Бржезинский/М. Дудников | (3) | – | 6 | 6 | 4 | 6 | 22/25 | 3 | П. Шарашидзе – В. Аксенов/ Ю. Карпенко | – | 6 | 3 | 3 | 2 | – | 14 |
|
| Чемпионат Украины-2003. Класс N12 |
1 | Пилот-штурман | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Сумма* | А. Салюк-ст. – Л. Косянчук/ И. Герман | 10 | 10 | 10 | 10 | (6) | (6) | 40/52 | 2 | В. Петренко – И. Полутов | (3) | (4) | 6 | 6 | 4 | 10 | 26/33 | 3 | В. Разумовский – Г. Дзюбак | 6 | – | – | – | 10 | 1 | 17 |
|
| Чемпионат Украины-2003. Класс A, N8 |
1 | Пилот-штурман | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Сумма* | А. Салюк-мл. – А. Горбик | 10 | 10 | 10 | 10 | (10) | (10) | 40/60 | 2 | Р. Кучер – С. Коваль | 6 | 6 | 6 | – | (6) | 6 | 24/30 | 3 | А. Лакушев – О. Зорькин | 3 | – | 4 | 6 | (3) | 4 | 17/20 |
|
| Чемпионат Украины-2003. Класс «Украина-1400» |
1 | Пилот-штурман | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Сумма* | В. Холявко – Д. Соловьев | (6) | 6 | (2) | 10 | 10 | 10 | 36/44 | 2 | И. Соустов – Л. Соустова | – | (3) | 3 | 6 | 4 | 6 | 19/22 | 3 | М. Аверин – А. Христев | – | – | 10 | – | 6 | – | 16 |
|
| Чемпионат Украины-2003. Командный зачет |
1 | Команда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Сумма* | MacCoffee Rally Team | 26 | 26,5 | 26,5 | 26,5 | (20,5) | (21) | 105,5/147 | 2 | MCK | 9 | – | 6 | – | 17 | 2,5 | 34,5 | 3 | Ойл-Трейд Ралли Тим | – | – | – | 9 | 6 | 15 | 30 | 4 | ИСЗ-СИМ-ТИМ | (3) | (3) | 7 | 8 | 7 | 6 | 28/34 | 5 | RSC «Клиринговый дом» | – | 1 | 4 | 6 | – | 16 | 26 | 6 | AT Rally Team | 6 | 9 | 6 | – | – | – | 21 | 7 | Росава | – | – | 2 | – | – | – | 2 | 8 | ARAL | 1 | – | – | – | – | – | 1 |
|
*В зачет идут четыре лучших результата из шести. Очки, указанные в скобках, не учитываются. 1. Киев. 2. Арабат. 3. Херсон. 4. Одесса. 5. Львов. 6. Днепродзержинск
Сергей Суховский
Фото автора, Петра Падалко и Сергея Холодило
Монти круче Шумми!
Неожиданными оказались результаты голосования среди читателей крупнейшего британского журнала «Autosport». В номинации «Пилот года» победил не Михаэль Шумахер, ставший шестикратным чемпионом мира, а Хуан-Пабло Монтойя, занявший лишь третье место! Более того, «Болидом года» названа не Ferrari F2003GA, а Bentley Speed Eight (на фото), победивший в гонке «24 часа Ле-Мана». В номинации «Британский пилот года» с большим отрывом победил Дженсон Баттон.
Дорогу молодым?
Все меньше и меньше свободных вакансий остается в «Формуле-1» на сезон-2004. Так, недавно команда Jaguar обнародовала имя напарника Марка Уэббера, который сменит не проявившего себя Джастина Уилсона. Интересно, что австриец Кристиан Клиен (на фото), в минувшем сезоне выступавший в европейском чемпионате «Формула-3», никогда ранее не сидел за рулем болида «Формулы-1». Однако, по словам главного менеджера Jaguar Racing Дэвида Пичфорта, Кристиан произвел на команду столь сильное впечатление своим талантом и скоростью освоения машины, что у руководства не осталось сомнений. Как обычно, сумма контракта не разглашается.
Неплохие шансы на продолжение карьеры в «Ф-1» появились и у Ника Хайдфельда, уволенного по окончании сезона-2003 из Sauber. На прошлой неделе «Быстрый Ник» был замечен на тестах в Хересе за рулем болида Jordan. Как сообщает пресс-атташе команды, Ник подписал предварительный контракт на выступления за Jordan в сезоне-2004. На тестах ему составил компанию молодой чех Ярек Янис.