«Формула-1». Гран-при Великобритании: Очень большой цирк
«Формулу-1» частенько называют «большим цирком». То, что продемонстрировали почтенной публике участники Гран-при Великобритании на первой квалификации, подходит под это определение как нельзя лучше…
«Формулу-1» частенько называют «большим цирком». То, что продемонстрировали почтенной публике участники Гран-при Великобритании на первой квалификации, подходит под это определение как нельзя лучше… |
Подозреваю, что эту самую квалификацию в нашей стране видели немногие (спутниковое телевидение пока не вошло в каждый дом), а значит, есть смысл рассказать о ней подробно. Итак, первым выходит на зачетный круг Михаэль Шумахер (порядок старта в первой сессии определяется результатами прошлой гонки). Его болид разворачивает, что дает основания говорить о повышенной влажности трассы. Следующие четверо пилотов проезжают свои круги на высокой скорости, а вот начиная с Дэвида Култхарда происходит нечто странное. Первые два сектора шотландец проходит в боевом темпе, а на третьем просто снимает ногу с педали газа! Ошибка? Проблемы? Ничего подобного, в боксах McLaren все довольны, механики разве что не прыгают от радости… То же самое (и с тем же эффектом) следом за ДиСи проделывает практически весь пелотон за исключением пилотов Jordan и Minardi, которым, чтобы показать худший результат, и стараться-то не нужно… Что же произошло?
Сюрпляс на болидах
В велоспорте есть такой термин – сюрпляс. Выглядит это примерно так – после стартового сигнала гонщики некоторое время едут по принципу «кто медленнее». Зрелище изумительное: велосипеды только что не стоят на месте. Затем у кого-то сдают нервы, он вырывается вперед, остальные за ним, и только тогда начинается настоящая гонка. Суть этого в следующем: первому гонщику тяжелее, чем другим, он преодолевает максимальное сопротивление воздуха. Его же преследователям чуть легче, так как они идут в своеобразном «воздушном мешке».
Примерно то же самое и произошло в субботу в Сильверстоуне. Синоптики в один голос твердили о высокой вероятности дождя, который должен был хлынуть во время второй сессии. Следовательно, стартовать в ней стоило как можно раньше, а для этого надо было проехать первую квалификацию как можно хуже…
Имело ли все это смысл, мы никогда не узнаем – ведь дождь так и не пошел. Но! Использовав вышеописанную тактику, команды, сознательно или нет, показали зрителям всю бессмысленность первой квалификации. Согласитесь, спорт, в котором для победы нужно сначала проиграть, уже не является таковым! Суть гонок в том, чтобы ехать как можно быстрее – только так и не иначе. Как бы то ни было, Берни Экклстоун лично пообещал разобраться в данном происшествии и примерно наказать виновных, если они будут выявлены…
Топливная война?
Вторая же квалификация прошла в обычном режиме, принеся необычные результаты. Кими Райкконен взял поул! Наверняка с плеч Рона Денниса, Норберта Хауга и всех их подопечных свалилась огромная гора – судя по всему, новая модификация McLaren наконец-то получилась удачной. Поздновато, конечно, но хоть так… Михаэль же Шумахер стал лишь четвертым, уступив, кроме Кими, своему напарнику и Дженсону Баттону.
Старт выиграл Райкконен, но это было лишь начало – главным оставался вопрос количества топлива в баках McLaren и Ferrari. Кими отправился на дозаправку на десятом круге, Дженсон и Рубенс – на одиннадцатом. Ждем Михаэля? А вот и нет! Действующий чемпион опять перехитрил всех. Пять кругов по чистому треку с лучшим временем уик-энда – и после пит-стопа на 15-м круге Шумми становится лидером гонки! Отыграть три позиции, не совершив при этом ни одного обгона! Слов нет, одни выражения…
В чем же секрет такой скорости – этим вопросом задаются все поголовно вот уже одиннадцатую гонку подряд. Возможно, имеет право на жизнь версия, ставшая популярной в последние несколько недель. Как предполагается, компания Shell, один из спонсоров Ferrari, разработала новое, более легкое топливо, которого при той же массе хватает на большую дистанцию. Если это так, то, помимо войны производителей и шинников, мы вправе начинать летопись «бензиновой войны». Наверняка в ближайшее время конкуренты Shell – Castrol, Mobil и т. д. – предложат свои разработки на данную тему, а следовательно, «их» команды сделают очередной шаг вслед за Ferrari. Другой вопрос, что Ferrari за это время сделает два шага…
Снова на равных
В дальнейшем Шумми своего лидерства уже не упускал – две дозаправки против трех у ближайших соперников ставили его в очень выгодное положение. Впрочем, говорить, что у Кими не было шансов обогнать Михаэля, тоже нельзя. Дело в том, что покрышки Michelin, как известно, приходят в оптимальное рабочее состояние сразу после пит-стопа; Bridgestone же для этого требуется примерно пять-шесть кругов. Поэтому всякий раз, когда Шумахер выезжал из боксов, Райкконен оказывался у него на хвосте и имел возможность атаковать.
Однако финну все время что-то мешало… Первый раз после дозаправки Кими оказался за спиной Такумы Сато и, обгоняя его, потерял несколько драгоценных секунд. Затем он догнал Михаэля, но у того к этому времени покрышки заработали в полную силу, так что обогнать Кими не сумел. После второго (и последнего) пит-стопа Шумахера Райкконен вновь оказался вплотную за лидером, но в этот момент изношенными были уже шины его McLaren.
Самый же реальный шанс выиграть гонку представился Райкконену на 40-м круге, когда в страшную аварию попал шедший седьмым Ярно Трулли. Renault итальянца потерял управление на прямой, врезался в отбойник из покрышек и, перевернувшись, застыл в гравии. К счастью, Ярно не пострадал (спасибо FIA с ее постоянно ужесточающимися краш-тестами), но пелотон в течение пяти кругов вел сэфити-кар. Кими, как и большинство пилотов, в этот момент дозаправился, сведя все преимущество Михаэля на нет. Но как назло между лидировавшим Шумахером и выехавшим из боксов Райкконеном оказались два более медленных пилота – да Матта и Клиен. Когда сэфити-кар ушел, Кими вынужден был сначала обогнать их, а уж потом броситься за Михаэлем – по понятным причинам борьбы не получилось…
Итак, победитель все тот же. 100 очков в 11-ти гонках, 80-я победа в карьере и так далее в том же духе… Однако не может не радовать тот факт, что последние две победы дались Михаэлю совсем не просто. Может, мы все-таки увидим еще хоть парочку интересных гонок?
P. S. Обойдемся на этот раз без традиционного прикола гонки, ибо она (точнее, квалификация) и есть самый главный прикол…
| |
Статистика | |
| |