Подарки Формулы-1: технологии, перекочевавшие из гонок в автопром

Технические инновации, ставшие нормой благодаря гоночным болидам королевы автоспорта.

0

В 1911 году чемпионата под именем Формула-1 не существовало даже на бумаге. Однако уже в то время гонщики активно пытались выжать из своих автомобилей максимум, участвуя в заездах на грани жизни и смерти. Популярные в то время многокилометровые гонки требовали не слабой силы духа пилота и надежности автомобиля. Но на таких дистанциях очень сложно было увидеть финиш, не разбив при этом несколько раз свой автомобиль на убитых дорогах. Как сейчас в раллийных гонках, тогда в шоссейных соревнованиях место в кокпите с гонщиком делил его верный механик. Он не только помогал пилоту справиться с механическими проблемами, но и старался держать водителя в курсе происходящего вокруг: кто приближается сзади, чей болид удалось заметить в кювете и т.д. И если на продолжительных этапах без помощи механика гонщику было просто не обойтись, то на более коротких гонках, при условии надежности автомобиля, его роль ограничивалась лишь наблюдением за всем, что происходит позади пилота.

Формула-1Как сообщает xsport.ua, гонщик команды американского производителя автомобилей Marmon Рей Херроун решил положить этой традиции конец, скинув тем самым лишний балласт в лице механика. Перед дебютной гонкой «500 миль Индианаполиса» на автомобиле  Marmon 32 Рей прикрепил первое в истории автоспорта и всего автопрома зеркало заднего вида, которое позволяло ему контролировать происходящее позади. Именно это решение позволило ему легко выиграть гонку, а заднее зеркало уже через 10 лет было запатентовано Элмером Бергером, который снабжал этим нехитрым приспособлением автомобили собственного производства.

Формула-1
АКП автомобиля 2012 Lexus IS F / www.motortrend.com

За всю историю Формулы-1 на базе автомобилей для гран-при было опробовано сотни различных инноваций, самые удачные из которых вскоре стали незаменимы в автомобилях серийного автопрома. Так именно на автомобилях Формулы-1 впервые была установлена и даже опробована в гонках автоматическая коробка передач, работу над которой еще в конце 60-х начала команда Williams. Ее идею подхватили конкуренты из Ferrari, снабдив болид F1/89 7-ступенчастой полуавтоматической коробкой передач. Williams подсуетились, и уже в 91-м пустили в ход свою версию  коробки, которая провалилась из-за ненадежности. Однако автопромом данные труды небыли забыты, и вскоре на менее требовательных автомобилях серийного производства АКП нашли свое применение.

Благодаря гению Колина Чепмена в конвейерных автомобилях появился еще один незаменимый элемент под названием активная подвеска. Британец применил ее впервые еще в 80-х на своем болиде Lotus, вызвав настоящий фурор в мире Формулы-1, а уже в начале 90-х данная инновация впервые была применена в производстве автомобилей бизнес-класса.

Формула-1
Подвеска тоже перекочевала в серийный автопром / Mike Hewitt/ALLSPORT

ERS-технологии (система рекуперации тормозной энергии) тоже пришли в мир автопрома благодаря многолетним тестам на гоночных болидах. Система, позволяющая накапливать тепловую энергию, превращая ее в дополнительные лошадиные силы – достаточно ценный вклад Формулы-1 в автопром. Впервые свои наработки в данной сфере команда Williams продавала немецким производителям серийных автомобилей еще в 2011-м. Вскоре система рекуперации стала активно применяться производителями гибридов и электроавтомобилей. В наше время именно рекуперация энергии стала неотъемлемой частью транспортной сферы, активно применяясь в работе троллейбусов и трамваев.

Безопасность всегда была главным фактором в Формуле-1, а над ее развитием  в постоянно работает огромное количество людей. Поиски компромисса между облегчением болида и повышением его надежности привели инженеров команд гран-при к эпохальному решению создать монокок болида из углеродного волокна. Легкий и прочный материал позволил гонщикам без единой царапины переживать аварии, в которых ранее водитель зачастую погибал. Десятки лет экспериментов с углеродным волокном сделали кокпит почти неуязвимым, и уже в 1996-м передовые производители спорткаров позаимствовали данные технологии в производство монококов для своих автомобилей.

Формула-1
Дисковые тормоза – важнейший элемент в работе любого автомобиля / Pascal Rondeau/ALLSPORT

По такому же алгоритму творцы автомобилей серийного автопрома заполучили и систему надежных дисковых тормозов. Постоянное увеличение скорости требовало от команд Формулы-1 перехода на новый уровень тормозной системы, которая справилась бы с постоянной нагрузкой. Дисковые тормоза решили проблему, и уже через несколько лет они были впервые применены на автомобиле Citroen.

Очень важным изобретением в Формуле-1 стали и аэродинамические элементы, которые тоже были позаимствованы автомобилями не для гонок. Задние антикрылья, боковые юбки, воздухозаборники – все это пришло из Формулы-1, где аэродинамика играла и играет одну из важнейших ролей. Стоит отметить, что очень часто можно встретить автомобили, на которых тот же «спойлер» установлен в качестве обычного декора.

Формула-1
Аэродинамические элементы – тоже заслуга Формулы-1 / Ker Robertson/Getty Images

Работа в главном гоночном чемпионате неустанно кипит, и автопром не пасет задних. Передовые автопроизводители, участвующие в Формуле-1, пытаются найти применение технологиям чемпионата в автомобилях для широкой публики. Даже шинники и поставщики топлива экспериментируют со своим продуктом, дабы использовать полученные результаты для работы с серийными автомобилями. В данный момент заводы активно работают над тем, чтобы поставить на конвейер передовые технологии формульного двигателя, такие как мотор-генератор (MGU-H и MGU-K), который может работать как электродвигатель и электрогенератор, преобразовывая кинетическую энергию и энергию выхлопных газов в электричество, обеспечивающее работу электронной составляющей болида.  Возможно, в ближайшем будущем всю мощь моторов чемпионских лошадок сможет ощутить каждый, кто приобретет автомобиль для обыденных поездок от дома к работе.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте, Viber и Telegram: все самые важные автомобильные события в одном месте.