
Китайская подделка
Гонки, подобные прошедшему Гран-при Китая, редко когда оставляют болельщиков довольными. По большому счету, кроме как на уверенный пилотаж Льюиса Хэмилтона, смотреть там было не на что – однако поговорить все же есть о чем…
Гонки, подобные прошедшему Гран-при Китая, редко когда оставляют болельщиков довольными. По большому счету, кроме как на уверенный пилотаж Льюиса Хэмилтона, смотреть там было не на что – однако поговорить все же есть о чем…
Победа Льюиса Хэмилтона в Шанхае никаких разночтений не вызывает. Фактически, единственной официальной сессией в этот уикенд, которую не выиграл британец, была свободная тренировка в субботу, где доминировал Ник Хайдфельд. Все остальные тренировки, квалификации и саму гонку Льюис выиграл столь уверенно, что сомнения в его психологической и технической готовности к чемпионству развеялись как дым. А вот выступление конкурентов из Ferrari, не теряющих надежды оставить у себя оба титула, вновь напомнило о забытом, казалось, понятии «командной тактики».
![]() |
![]() |
Дружеская помощь
Итак, на 49-м круге дистанции Гран-при Китая Кими Райкконен резко ухудшил время прохождения круга на 2-3 секунды по отношению к предыдущим десяти кругам. Благодаря этому его смог догнать и опередить следовавший в некотором отдалении партнер по команде Фелипе Масса. Пропустив товарища вперед на некоторое расстояние, Кими вновь вспомнил о педали газа, и его время на круге вернулось на прежнюю отметку. Вопрос: как называется вышеописанный эпизод?
Самое интересное, что с точки зрения регламента понятием «командная тактика» в данном случае действительно оперировать нельзя – ведь приказа-то из боксов не было! Если бы в радиоэфире прозвучало хоть что-нибудь, похожее на руководство к действию, можно было бы вести разговор о наказании Ferrari. Однако все произошедшее было исключительно инициативой самого Райкконена, который после финиша объяснил свои действия так: «Я – часть команды и знаю, чего от меня ждут. Если лично я уже математически не участвую в борьбе за пилотский титул, значит, должен помочь команде в ее борьбе за другие титулы». Более того, с подобной трактовкой публично согласился и Хэмилтон: «В подобной ситуации мы наверняка поступили бы также – Хейкки пропустил бы меня в интересах команды».
Вдвоем мы сильнее!
Согласитесь, тема весьма увлекательная. Действительно, Формула-1 – командный вид спорта, и действия в интересах своей конюшни являются для каждого пилота самой главной задачей. Но ведь аналогичные принципы царят, например, и в сборной Монголии по боксу – каждый спортсмен действует в интересах своей команды. Тем не менее, один боксер почему-то не уступает другому ринг, дабы тот в очном поединке с соперником набрал больше очков! Возможно, пример несколько некорректен, но суть ясна: любое соревнование хорошо, когда его участники придерживаются четких правил.
![]() |
Фернандо Алонсо накануне гонки обещал помочь Фелипе Массе в борьбе за титул. Оказалось, что слов на ветер он не бросает. |
В нашей ситуации регламент соблюден чисто формально, и болельщикам от этого не легче. Не может быть довольна и FIA – ведь команды наглядно, в открытую, дают ей понять, что данное правило не работает, его легко обойти и именно это они настроены делать в будущем.
Какой может быть выход? Как обычно, их два: более жесткий и помягче. С одной стороны, можно в принципе запретить пилотам одной команды меняться по ходу гонки местами при условии, что это не вызвано форс-мажорными обстоятельствами (прокол колеса, потеря важного элемента кузова и так далее). Второй вариант – сделать командную тактику легальной, разрешив командам тасовать своих пилотов как заблагорассудится. Тогда, по крайней мере, болельщики будут еще до гонки знать, что при необходимости пилот А уступит пилоту Б, и у них не будет оставаться неприятного осадка после просмотра таких «соревнований»…
Статистика |
Этап 17. Гран-при Китая, Шанхай, 18-19 октября 2008 годаДистанция 305,066 км (56 кругов по 5451 м) |
Прямая речь
-
Джанкарло Физикелла, Force India: -
«Управлять тяжелой машиной непросто – не хватало сцепления с трассой. Я смог показать хорошее время лишь на финальных кругах, но в тот момент уже ехал в одиночестве».
-
Ярно Трулли, Toyota: -
«Уже на старте я поравнялся с Себастьяном Феттелем, но в следующий момент Бурдэ врезался в правый бок моей машины. Досадно, ведь в Спа он испортил мне гонку таким же маневром».
Итоговые результаты Гран-при Китая |
|||||
Поз. |
Старт.место |
Пилот |
Машина |
Круги |
Время (ч:мин.с)/ причина схода |
1 |
1 |
Льюис Хэмилтон |
McLaren MP4-23 |
56 |
1:31.57,403 |
2 |
3 |
Фелипе Масса |
Ferrari F2008 |
56 |
+ 14,925 |
3 |
2 |
Кими Райкконен |
Ferrari F2008 |
56 |
+ 16,445 |
4 |
4 |
Фернандо Алонсо |
Renault R28 |
56 |
+ 18,370 |
5 |
9 |
Ник Хайдфельд |
BMW Sauber F1.08 |
56 |
+ 28,923 |
6 |
11 |
Роберт Кубица |
BMW Sauber F1.08 |
56 |
+ 33,219 |
7 |
12 |
Тимо Глок |
Toyota TF108 |
56 |
+ 41,722 |
8 |
10 |
Нельсиньо Пике |
Renault R28 |
56 |
+ 56,645 |
9 |
6 |
Себастьян Феттель |
Toro Rosso STR3 |
56 |
+ 1.04,339 |
10 |
15 |
Дэвид Култхард |
Red Bull RB4 |
56 |
+ 1.14,842 |
11 |
13 |
Рубенс Баррикелло |
Honda RA108 |
56 |
+ 1.25,061 |
12 |
17 |
Казуки Накадзима |
Williams FW30 |
56 |
+ 1.30,847 |
13 |
8 |
Себастьен Бурдэ |
Toro Rosso STR3 |
56 |
+ 1.31,457 |
14 |
16 |
Марк Уэббер |
Red Bull RB4 |
56 |
+ 1.32,422 |
15 |
14 |
Нико Росберг |
Williams FW30 |
55 |
+ 1 круг |
16 |
18 |
Дженсон Баттон |
Honda RA108 |
55 |
+ 1 круг |
17 |
20 |
Джанкарло Физикелла |
Force India VJM01 |
55 |
+ 1 круг |
18 |
5 |
Хейкки Ковалайнен |
McLaren MP4-23 |
49 |
Пневматика |
19 |
19 |
Адриан Сутил |
Force India VJM01 |
13 |
КП |
20 |
7 |
Ярно Трулли |
Toyota TF108 |
2 |
Столкновение |
Кубок конструкторов |
|||
Команда |
Китай |
Всего |
|
1 |
Ferrari |
14 |
156 |
2 |
McLaren/Mercedes |
10 |
145 |
3 |
BMW Sauber/BMW |
7 |
135 |
4 |
Renault |
6 |
72 |
5 |
Toyota |
2 |
52 |
6 |
Toro Rosso/Ferrari |
0 |
34 |
7 |
Red Bull/Renault |
0 |
29 |
8 |
Williams/Toyota |
0 |
26 |
9 |
Honda |
0 |
14 |
10 |
Force India/Ferrari |
0 |
0 |
11 |
Super Aguri/Honda |
0 |
0 |
Чемпионат пилотов (десятка) |
|||
Пилот |
Китай |
Всего |
|
1 |
Льюис Хэмилтон |
10 |
94 |
2 |
Фелипе Масса |
8 |
87 |
3 |
Роберт Кубица |
3 |
75 |
4 |
Кими Райкконен |
6 |
69 |
5 |
Ник Хайдфельд |
4 |
60 |
6 |
Фернандо Алонсо |
5 |
53 |
7 |
Хейкки Ковалайнен |
0 |
51 |
8 |
Себастьян Феттель |
3 |
30 |
9 |
Ярно Трулли |
4 |
30 |
10 |
Тимо Глок |
2 |
22 |