Украинская автожурналистика умирает
Так и не решил, какой знак поставить в конце заголовка. Вопросительный, точку, восклицательный? Это будет констатация факта или призыв?
Во-первых, вообще не понятно, а существовала ли она в принципе – автомобильная журналистика? Не в том смысле, что мы все тут продажные беспринципные дилетанты, не достойные называться журналистами, а в смысле – можно ли вообще выделять из всей журналистики узкое направление «автомобильная». Мы то сами привыкли оперировать этим термином, и на вопрос, «Кто ты по профессии?» всегда отвечаем не «Журналист», а «Автожурналист» – подчеркивая, что это все-таки особая профессия, а заодно дистанцируясь от, к примеру, политических журналистов, про которых сами часто думаем… смотри выше. Но с другой стороны, в сети сейчас людей, тестирующих, к примеру, смартфоны, уже наверно больше, чем автожурналистов, и ничего, слова «смартожурналистика» я пока не слышал. Или, к примеру, существует ли Клуб фуд-журналистов Украины? А КАЖУ, Клуб автомобильных журналистов Украины – есть. Мы все друг друга знаем, с удовольствием общаемся, ну не без вечных подколов – ну это так, от природной циничности. Существует ли внутренняя конкуренция? А как же! Приехал в Украину новый BMW, и дали его на тест первому товарищу Х. Сразу вопрос – а почему не мне? Ведь я же лучше, я имею право первой ночи. Или тестирует Toyota в Португалии новую модель, а квота по журналистам из Украины – четыре человека. В лучшем случае. Это когда у нас рынок был 600 тыс авто в год, можно было возить всех, а сейчас мы мало кому интересны. Так вот, поехало на тест четыре человека, а остальные в раздумьях – а почему меня не взяли? Что-то личное или мой сайт чем-то не устраивает, где прокол. Но вопросы – к себе, к импортерами, к производителем. Не к друг другу, то есть внутри этой профессиональной общности все друзья, ну как минимум приятели. Что, возможно, и даёт основания выделять эту саму общность в профессиональную группу – так что пока таки будем считать, что она существует. Пока.
А теперь к частности. Недавно мы были на тесте нового автомобиля в Ницце. Все как обычно, Ницца, Монако, Монте-Карло, новые машинки, мишленовские рестораны, дорогие отели. Рутина. Но был у нас в группе молодой человек, впервые попавший в такую командировку. Оператор с ТВ, но тем не менее – первый раз в Европе, первый полет на самолёте, первые впечатления от жизни там. Очень было интересно наблюдать за ним, за его реакцией на то, что происходит. Но вот какое дело – такая возможность у меня появилась впервые за много лет. Серьёзно, я уж и не помню, когда у нас на тестах появлялся абсолютно новый человек, впервые попавший на тест. Абсолютно новый на таких мероприятиях. Вот, был – и то оператор. Не журналист.
Большинство коллег, которых я хорошо знаю, в журналистику пришли уже через машинки – это реально автомобильный фанаты, кто-то собирал машинки в детстве (и коллекционирует до сих пор), кто-то с детства увлекается гонками и так далее. Есть, конечно, и случайные люди – как я, волей случая занесенный и в журналистику вообще, и в автомобильную в частности, но 20 лет в профессии – и уже понятно, что это была не такая уж и случайность) Эти люди сами с детства где-то доставали какие-то польские журналы, собирали по крупицам информацию, позже – до дыр зачитывали первые отечественные «Сигнал», «Автоцентр», MotorNews. А потом прорывались правдами и неправдами в редакции – возьмите хоть куда-то! Лишь бы про машинки. И это без учета и планирования «сопутствующих благ». Думаю, спроси у любого из них, думал ли человек, желающий стать автожурналистом, о том, что это возможность ездить по миру, посещать автосалоны, тестировать машины в самых экзотических местах? Да вряд ли. Я сам, даже уже когда попал на свой первый тест-драйв в Дрезден (FordMondeo, как сейчас помню!) – был уверен, что это какая-то случайность. Вроде как съездил по ошибке и больше не возьмут. Да, в принципе, я и сейчас так часто думаю. А тем временем объездил всю Европу, США, Японию, Корею, Китай, немножко Африки и Ближнего Востока. И не просто объездил – как правило, производитель старается подать не только машину, но и себя с лучшей стороны – а это и сопроводительная программа, лучшие отели, дорогие рестораны. Тяжёлые условия труда.
И вот мы ездим этим своим коллективом по миру, а новых лиц – нет. Иногда появляются новые ребята, но это настолько единичные случаи, что говорить о притоке новых людей в профессию, увы, не приходится. Почему? Мне кажутся более-менее правдоподобными три причины.
- Наша профессия никому не нужна. Молодёжь видит, что будущее за частными блогерами, так что учиться, стажироваться, писать годами новости и ходить на нелепые презентации в Украине, чтобы потом быть допущенным в касту избранных – это все лишнее. Надо открыть свой блог на ютубе, взять у друга девятку, красиво её обхаять – все, ты популярный блогер и лидер мнений. Возможно, но что-то и блогеров у нас можно пересчитать по пальцам, и совсем мягко говоря уже далеко не пацаны. А информация в профессиональных СМИ все ещё пользуется спросом. Что-то не сходится.
- Машины не интересуют молодёжь. Об этом много написано, много рассказано. Молодёжь не хочет владеть, хочет использовать. Каршеринг, карпулинг и прочие страшные слова. А раз это просто предмет использования, то какая разница, какая это машина? Вроде бы все так, но мы же ходим на выставки и фестивали и устраиваем их сами, и видим постоянно – да пацанов оторвать нельзя от красивых машин, значит это все вопрос далекого будущего, сейчас-то они ещё есть! Но где?
- Как я уже и говорил, наша группа является закрытой, и эти ребята где-то есть – мы просто не знаем где, а они не знают, как пробиться. Спорно. Пробиться-то совсем не сложно – везде есть обратные адреса редакций, набрал – спросил, предложил. Возможно, где-то получил отказ. Но! Никто ж и не звонит. Не пишет. Наоборот, я пишу и звоню, в институт журналистики, в автодорожный – нет. Может, смущает декларация Лещенко? Ну какая Ницца, зарплата-то мизерная – на свой личный Porsche не хватит, не то что на квартиру в центре. Это да. Зарплата не такая, но ведь и риски не те…
А как вы думаете? Нужна ли ещё эта профессия, и где они, молодые и бескомпромиссные автомобильный журналисты? И если вы знаете таких – поделитесь, мне правда очень нужны.