NEOPLAN: VIP-лайнер

Neoplan Starliner N 5218 SHD


Neoplan Starliner N 5218 SHD
Neoplan Starliner N 5218 SHD
Предыдущий Starliner завоевал престижный титул «Coach of the Year 2002». На фото – 1000-й экземпляр.
Позади лобового стекла – видеокамера слежения за дорожной разметкой.
Крышки 14-кубового багажного отделения сдвигаются вверх пневмоцилиндрами.
Панель приборов по-прежнему развернута к водителю, но руль уже многофункциональный.
Пассажирский салон имеет футуристический дизайн.
Индивидуальные светильники – на светодиодах.
В «кабинете» водителя – вещевые тумбочки на любой вкус.
Схема блок-фары
Схема силового каркаса
Схема не сварных элементов каркаса, соединяющих стенки салона и багажного отсека

Комфортабельность туристических автобусов, как и отелей,
определяется по количеству звезд – чем больше, тем лучше. Максимум
– пять. Но в компании Neoplan решили пойти дальше: ее новый Starliner
стал основателем эксклюзивного сегмента машин – премиум-класса.

Модель Starliner впервые
засветили на Ганноверском автосалоне в 1996 году. Машина поражала необычной
внешностью и богато оснащенным салоном. Она стала визитной карточкой не
только фирмы Neoplan, но и всего объединения NEOMAN Bus GmbH. Не мудрено,
что Starliner был удостоен различных наград, включая самую престижную
в Европе – «Coach of the Year’2002» («Туристический автобус 2002 года»).
За все время производства модели было изготовлено свыше тысячи машин,
что немало, учитывая солидную стоимость флагмана марки. Новый «Звездный
лайнер» – достойный преемник, не менее поражающий революционностью заложенных
в нем идей.

Во главу угла

Новинка дебютировала в самом эффектном, 3-осном исполнении (длина 13,9
м) – N 5218 SHD. В фирме считают, что в премиум-классе двухосникам Neoplan
не место. Внешность подверглась кардинальным изменениям: в оформлении
экстерьера теперь доминирует тема scharp-cut («острого угла»). Тем не
менее, характерные черты предшественника сохранились: рисунок решетки
радиатора, сильно наклоненное лобовое стекло.

У Starliner появились раскосые фары в духе новейших туристических моделей
марки – Tourliner и Trendliner. Цельного переднего бампера как такового
нет. Он состоит из трех частей: крайние – с интегрированными фарами, центральная
– с решеткой радиатора. Последняя украшена широким хромированным молдингом,
что подчеркивает богатое оснащение лайнера. Несмотря на общий граненый
стайлинг, в передней части есть и плавные линии: достаточно посмотреть
на волнистые «брови» передних светоблоков и верх передней панели.

Верхнее лобовое стекло получило еще больший угол наклона, что не только
придало облику динамичности, но и улучшило аэродинамику. Профиль лайнера
привлекает своей стремительностью. Особо следует отметить оригинальные
стойки крыши в передней части машины. Это характерная черта всех Starliner.
Если на первом поколении модели они образовывали равнобедренный треугольник
с окном по центру, то теперь это две независимые стойки. Нижняя подчеркивает
кабину водителя, а верхняя визуально отделяет пассажирский салон. Достигается
поразительный эффект: создается впечатление, что лобовое стекло заходит
далеко на борт, простираясь чуть ли не до передних колес. Дизайнеры создали
целый каскад ниспадающих линий: наклонный «лобовик», скошенные колесные
арки и боковое стекло кабины водителя, срезанные сверху воздухозаборники
моторного отсека.

Не менее интересно и оформление задней части лайнера. Здесь главенствуют
V-образные формы – вертикальные кромки-изломы, сужающееся книзу окно с
широким хромированным молдингом в основании, сдвижная крышка моторного
отсека. Оригинально смотрятся и красиво разрисованные большие задние светоблоки.

Море комфорта

Новый Starliner L может перевозить до 54 человек. Согласно нормам 5-звездочного
исполнения шаг сидений должен составлять не менее 900 мм. Пассажиры оценят
удобные анатомические кресла Vogel с эксклюзивным дизайном и множеством
регулировок. Они оснащены новыми подлокотнитками, откидными столиками
и подножками. Кстати, все пластиковые детали на задней части спинки доработаны
с целью повышения травмобезопасности на случай аварии.

На крыше – более мощный кондиционер со встроенным противопыльцовым фильтром.
Имеется и эффективный отопитель с пятью воздуховодами. Над сиденьями –
новые вентиляционные дефлекторы.

Интересно решено и освещение салона – как естественное, так и искусственное.
Над основными боковыми окнами появились дополнительные, частично заходящие
на крышу – словно на «туристах» выпуска 1950-х. Между ними расположены
основные лампы. Индивидуальные плафоны освещения теперь представлены светодиодными
элементами (по пять на каждого пассажира), как, впрочем, и голубая световая
дорожка вдоль потолка.

«Звездный лайнер» оснащен новейшим мультимедийным оборудованием. Впервые
в автобусостроении здесь применена объемная система звучания, разработанная
совместно с компанией Visaton, включающая 8-полосную аудиосистему выходной
мощностью 4 х 75 W и два

180-ватных сабвуфера. Имеется также DVD-плеер с 15-дюймовым ЖК-дисплеем,
навигационная система VDO Dayton и беспроводная сеть в Интернет – LAN
(Local Area Network).

Супербезопасный

Начнем с пассивной безопасности. Автобус получил силовой каркас кузова
уникальной конструкции. Стальные профили, соединяющие боковые стенки салона
и багажного отсека, крепятся без помощи сварки: один профиль вставляется
в другой (см. схему), что обеспечивает его необычайную прочность и легкость.
Данная технология используется в судостроении, а на автобусах впервые
применена и запатентована фирмой Neoplan. Как показали результаты тестов
на опрокидывание, кузов нового Starliner соответствует новейшим директивам
ECE R66, а сверхпрочные крепления кресел – ЕСЕ R80. Топливный бак (350
или 500 л) для лучшей защиты при столкновении размещен между арками передних
колес.

Много нового и в области активной безопасности. Так, впервые на автобусах
здесь используются биксеноновые фары с дополнительным рефлектором для
освещения поворотов (см. схему). Устанавливается электронная система тормозов
второго поколения – EBS II. Помимо ABS, она включает систему курсовой
устойчивости ESP (стандартное оборудование!), противобуксовочную ASR и
дотормаживающую Brake Assist. Кроме того, сюда входит система ограничения
максимальной скорости (до 100 км/ч) на спусках – MSC (Maximum Speed Control).

На Starliner применяются и хорошо зарекомендовавшие себя на магистральных
тягачах MAN TGA еще две «продвинутые» системы: слежения за дорожной разметкой
LGS (Lane Guard System) и адаптивный круиз-контроль ACC (Adaptive Cruise
Control). Первая с помощью видеокамеры следит за разметкой и при отклонении
машины от курса подает водителю звуковой сигнал, причем с той стороны,
куда смещается автобус. Вторая система, где используются радары, поддерживает
безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля, начиная с 25 км/ч.
С грузовиков MAN TGA на автобус перекочевала и новая электрическая система
TEPS (Twin Electric Platform System). Благодаря мультиплексной проводке
CAN-Bus она позволяет упростить диагностику различных систем и сделать
более надежной связь между электроникой шасси и кузова.

Силовая линия

Новый Starliner оснащается рядным 6-цилиндровым 24-клапанным турбодизелем
MAN D2876 с системой Сommon Rail второго поколения. Мотор рабочим объемом
12816 см куб. предлагается в двух исполнениях – мощностью 480 и 530 л.
с. и соответствует нормам Евро 3. За счет того, что топливо впрыскивается
в несколько этапов, а давление впрыска возросло до 1800 бар, удалось добиться
большей экономичности и уменьшения выброса вредных веществ. Двигатель
тише предшественника на 3 dB(A), что вдвое снижает акустическое давление.
С мотором агрегатируется 12-ступенчатая автоматическая коробка TipMatic,
имеющая режим ручного управления с многофункционального рулевого колеса.
КПП оснащена новой электронной системой, облегчающей трогание на подъемах,
– Easy Start.

Сервоусилитель руля ZF Servotronic – с изменяемой в зависимости от скорости
движения интенсивностью усилия. Благодаря тому, что передние колеса поворачиваются
на угол 57,7 градуса, а задняя ось сделана управляемой, радиус поворота
14-метровой машины не превышает 12,5 м. Подвеска передних колес – независимая,
многорычажная. Задняя (гипоидный центральный мост) – 4-рычажная на четырех
пневмоэлементах с электронным управлением (ECAS). Жесткость амортизаторов
контролируется системой CDC (Continuous Damping Control).

Новый Starliner разрабатывался с использованием передовой компьютерной
программы Catia V5 CAD – начиная от создания макетов в натуральную величину
и заканчивая организацией производства, что позволило сэкономить время
и средства.

Выпуск «Звездных лайнеров» налажен на двух предприятиях в Германии с
использованием новой производственной линии ProNeo: в Плауне устанавливают
моторы и элементы трансмиссии, а в Штуттгарте производится окончательная
сборка.

Юрий Гоголев
Фото Neoplan Bus GmbH

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.