Турецкоподданные
Как говаривал незабвенный «турецкоподданный» Остап Бендер, «факт налицо, и от него отмахнуться невозможно». Турция сегодня – крупный производитель коммерческих автомобилей. И выпускает их не только для внутренних нужд, но и на экспорт, в том числе для Европы. |
Девять десятых грузовиков
«местного розлива» составляют легкие машины – полной массой до 5 т (такая
вот у них классификация!). В 2005 году их изготовили 376 тыс. – на 14% больше,
чем в 2004-м.
Еще активнее растет выпуск более тяжелых машин, хотя в абсолютных цифрах
он на порядок ниже: в позапрошлом году (увы, статистика отстает от жизни!) – 37,2 тыс., т. е. прирост 17%. А вот в производстве автобусов
– заметный спад: в 2005 году – 12,2 тыс., что на 18% меньше показателей
года предыдущего.
Интересно, что в Турции седельные автопоезда не в почете. Зато на дорогах
работает множество тяжелых трехосных и четырехосных бортовых машин, полная
масса которых может достигать 32 т.
Глобализация
Мировая тенденция глобализации автомобильного производства не обошла стороной
и Турцию. Львиная доля выпускаемых в стране коммерческих машин – это модели
ведущих европейских и азиатских фирм.
В сегменте полной массой до 5 т лидирует компания Otosan, наводняющая рынки
Европы – и не только – популярными фордовскими машинами: Transit
и Сonnect Transit. В больших количествах выпекает «пирожки» Doblo филиал
концерна Fiat. В значительно меньшем объеме производятся устаревшие микроавтобусы
Karsan (бывшие Peugeot). Свои «пять копеек» вставляет и турецкий Hyundai,
который собирает известные развозные фургончики H100.
Не менее интересна картина и в тяжелом сегменте. Здесь первая позиция принадлежит
компании Mercedes-Benz Tu..rk. С конвейеров ее предприятий расходятся по разным
странам грузовики Axor и др., а также туристические автобусы Tourismo. Впрочем,
здесь выпускают и специфические машины для внутреннего пользования: легкие
развозные MB 800 и тяжелые капотники L1620.
Крупным производителем в пост-пятитонном сегменте являются также компании
Anadolu Isuzu и Otoyol (IVECO). Они предлагают среднетоннажники полной массой
8 – 12 т и автобусы «миди» на их базе. Более скромно
представлены Hino, Mitsubishi Fuso и MAN – Neoplan. Последняя компания выпускает
и автобусы.
Все названные выше автомобили, надеемся, известны нашему читателю, и потому
останавливаться на них не будем. Другое дело – машины чисто
турецких марок, нередко с оригинальной, узнаваемой внешностью… Вот с этого
места можно и поподробнее.
Британский наследник
Компания BMC – это турецкий отпрыск одноименной британской
корпорации, полное название которой British Motors Corporation. Еще в 1964
году году англичане открыли в Измире свой филиал, но два года спустя материнская
фирма потерпела финансовый крах. Турецкое отделение в итоге осталось без «крыши», один
на один с рынком, но выжило. Более того, используя добротное английское оборудование,
стало крупнейшим в стране производителем грузовиков. Годовой выпуск во второй
половине восьмидесятых достиг почти 20 тыс. ед.
Производственную программу долгое время составляли легкие развозные капотники
Levend и тяжелые грузовики Fatih. Основой для тех и других послужили модели
английской фирмы Leyland, одно время входившей в состав BMC. В 1994 году появилась
новая тяжелая серия Professional с оригинальной кабиной, созданной знаменитым
итальянским ателье Рininfarina. Эти машины производятся и сегодня, но оснащаются
более совершенными двигателями Евро 2 и Евро 3 и активно продвигаются на экспорт.
Пикапы Levend несколько лет обновлялись, а в 2004 году из дополнили бескапотниками
Megastar. Кроме того, BMC ряд лет выпускает автобусы «миди» с двигателями
Deutz. В последнее время в программе появились туристические и городские машины
больших классов с дизелями Cummins. Эти двигатели с 1986 года выпускает по
лицензии сама BMC.
Ford по-турецки
В 1967 году турецкая фирма Otosan начала производить легковые автомобили,
кстати, первой в стране. В середине 80-х гг. треть ее акций перешла к английской
компании Ford. Последняя наладила сборку своих легковых моделей Sierra и Cortina,
на базе которых стали выпускаться и пикапы на 500 кг. А в 1989 году Cortina
послужила основой для разработанного в Англии, но исключительно для Турции,
однотонного пикапа Р100. Параллельно наладили и выпуск чисто европейских моделей – уже упоминавшихся легких фургонов
Transit, а также серии грузовиков Cargo полной массой до 26 т, которые производились
в Англии в 1977 – 1981 гг.
Со временем к автомобилям Cargo первого поколения прибавились более совершенные
машины с кабиной от… Renault Premium. А не так давно появились и модели Cargo
следующей, третьей генерации.
«Тихие американцы»
Корпорация Chrysler в 1962 году образовала совместное предприятие с Турцией,
причем 60% акций в нем принадлежало американцам. Два года спустя на заводе
этого СП в 40 км от Стамбула начали выпуск грузовиков под различными марками:
заокеанскими – Chrysler, Dodge, De Soto и чисто турецкой – Fargo.
Производственная программа включала легкие модели (4х2, 4х4), а также тяжелые
трехосные грузовики, как капотные, так и бескапотные, – полной массой до 26
т.
В 1978 году корпорация Chrysler распродала свои акции нескольким местным
фирмам, и предприятие стало чисто турецким. А в 1991 году в производственной
программе появились и легкие грузовики от японской фирмы Hino.
Но в начале 2002 года компания вновь вернулась под «крайслеровское»
крылышко, влившись в концерн DaimlerChrysler. Вернулась по-тихому, без ненужной
огласки. Даже прежнее название Chrysler сменила на никому не известное Askam,
а на эмблеме вместо традиционной пятилучевой звезды появилась своя – четырехлучевая.
В течение 2003 года прошла серьезная реорганизация, а в 2004 году была запущена
в производство новая тяжелая серия грузовиков – Hi-Ex (модель AS.38.380(8×2)
полной массой 38 т; 380 л. с.). На следующий год появилась легкая развозная
машина Fargo Fora, лицензионная версия свежайшей английской модели LDV Maxus.
Национальный колорит
Сегодня наиболее колоритными турецкими автобусами можно
считать машины компании Temsa. Свою деятельность она начала в 1984 году,
когда подписала лицензионное соглашение с японской Mitsubishi Motors. Первой
продукцией стали 7-метровые автобусы Prestij и 12-метровые Maraton и Prences.
На рубеже веков увидели свет собственные разработки фирмы Temsa: автобусы
для региональных перевозок – Saphir и международных – Safari,
с дизелями MAN в 360 л. с. В 2004 году флагманом марки стал трехосный сверхвысокопалубник
Diamond (длиной 13 или 14 м), отличающийся оригинальным дизайном. Еще одной
новинкой года был «турист» Opalin 9 (т. е. длиной 9 м). В 2006 году программа
пополнилась пригородными машинами – Metropol IC и Tourmalin IC.
Весьма колоритными были в свое время и автобусы фирмы Otokar –
консервативные по форме «миди» с двигателями Deutz. Новейшие модели, например
Navigo 145 SX, выглядят современно, но, увы, безлико, а верность марке двигателя
остается прежней.
Производство коммерческих автомобилей в Турции (2005 г.) |
|