Сделано в Кременчуге
5 декабря состоялось очередное выездное заседание Клуба автожурналистов. Представители прессы ознакомились с работой Кременчугского автосборочного и автомобильного заводов. Как же обстоят дела на этих предприятиях сегодня? |
28 декабря 1995 года
было создано совместное украинско-российское предприятие «КременчугавтоГАЗ»,
основателями которого выступили ОАО «Горьковский автомобильный завод»
и Кременчугский опытно-экспериментальный механический завод. А летом 2001
года предприятие получило название автосборочного.
За первые четыре года работы завода из машинокомплектов было собрано
всего 112 «Газелей». Ситуация кардинально изменилась после перехода на
новые производственные мощности и смены в конце 2001 года состава учредителей,
команды менеджеров и изменения концепции управления. За это время удалось
собрать уже 1121 коммерческий автомобиль. В сентябре 2001 года была начата
сборка легковых моделей ГАЗ-3110 «Волга», а с марта 2002 года – внедорожников
Ульяновского автозавода. Освоен выпуск и автомобилей ВАЗ. С 1 февраля
2002 года основным учредителем «КрАСЗа» стала корпорация «Автоинвестстрой».
Сегодня «КрАСЗ» – единственное предприятие в Украине, получившее право
сборки подакцизных автомобилей марок ГАЗ и УАЗ.
По пути развития
Кременчугский автосборочный завод продолжает развиваться. В сентябре
2002 года на предприятии заработал свой таможенный пост (около 70% грузов,
поступающих в город, проходят через него), что ускорило процесс оформления
приходящих машинокомплектов. Кроме того, было построено новое складское
помещение. В просторном здании, построенном по модульной схеме, проходят
сортировку узлы и агрегаты к тем или иным автомобилям. Скоро должна появиться
специальная зона прибытия автотранспорта. Она будет представлять собой
большую огороженную площадку на территории завода, куда будут поступать
машинокомплекты. Это позволит не только снизить транспортные затраты,
но и сэкономить время: сегодня большую часть машинокомплектов приходится
размещать по разным складам.
За 11 месяцев 2003 года предприятие увеличило выпуск продукции в 8,7
(!) раз по сравнению с аналогичным периодом 2002 года: 9752 автомобиля
против 1123. Если в 2002 году коммерческие модели «Соболь» и «Газель»
вообще не собирались, то в 2003-м их уже было изготовлено 1595 штук. А
в 2004 году доля последних возрастет вдвое – до 3176 единиц. При этом
будет осуществляться не только сборка фургонов, «комби» и микроавтобуов,
как сегодня, а и бортовых автомобилей. В целом, в 2004 году «КрАСЗ» планирует
собрать 22226 машин.
Инвестиционная программа
В июне 2003 года «КрАСЗ» подал на рассмотрение Кабинета Министров Украины
инвестиционную программу развития предприятия, рассчитанную до 2007 года.
В частности, предполагается достичь ежегодного объема производства в 23
тыс. коммерческих автомобилей. Причем это будут не только «Газели» и «Соболи»,
но и среднетоннажные грузовики и даже автобусы на 25 – 30 мест.
«КрАСЗ» планирует создать сварочный и окрасочный комплексы, а также
участок прессового производства. В общей сложности будет построено около
40 тыс. м кв. производственных помещений и реконструированы существующие.
Если программу одобрят, то уже ко второй половине 2005 года предприятие
заработает как полноценный автомобильный завод.
В планах – не только выпуск автомобилей российских производителей, но
и разработка собственных: «КрАСЗ» уже имеет свою конструкторскую и технологическую
службы. В развитие интеллектуального потенциала предприятия также планируется
вложение инвестиций.
Стоимость выполнения программы составляет 407,3 млн. грн., в том числе
капитальные вложения – 138, 2 млн. грн. Источниками финансирования являются
инвестиции в размере 165 млн. грн., а также реинвестированная прибыль
– 242,3 млн. грн.
Программа также предполагает создание новых рабочих мест. Их численность
предполагается увеличить с 417 до 1000 человек. Заработная плата при этом
возрастет в 2,5 раза. Вследствие реализации инвестиционной программы,
в бюджеты всех уровней будет перечислено налогов по 2012 год включительно
на сумму 200 млн. грн.
Что ж, хочется верить, что планы предприятия осуществятся.
Чем живет «КрАЗ»?
Кременчугский автомобильный завод переживает сегодня нелегкий период.
Если во времена СССР предприятие изготавливало ежегодно свыше 30 тыс.
грузовиков, то в 1999 году сократилось до выпуска всего 700. Были утрачены
важнейшие рынки сбыта, а ведь в свое время КрАЗы поставлялись в 58 стран
мира. При этом Министерство обороны ежегодно заказывало до 5 тыс. машин.
С развалом «Страны советов» все это рухнуло.
Был практически утрачен и крупнейший для завода российский рынок. Из
30 технических центров, которые занимались продажей автомобилей КрАЗ в
РФ, к началу 2000 года не осталось ни одного. Кроме того, Россия недавно
ввела протекционистские меры, касающиеся требований ЕЭК ООН по экологической
безопасности. Так, ввозимые на ее территорию новые грузовики с 2003 года
должны иметь двигатель, соответствующий как минимум нормам Eвро 2. В результате
популярные на этом рынке самосвалы КрАЗ-6510 (6х4) и шасси КрАЗ-65101
(6х4) остались не у дел. Если в 2001 году в Россию было поставлено 750
таких шасси, то в 2003 – всего около 100.
Завод быстро отреагировал на эти изменения. Сегодня с конвейера сходит
все больше машин с моторами ЯМЗ (Eвро 2). За первое полугодие изготовлено
около 600 автомобилей, план на 2003 год – 1000 штук. Задача на 2004 год
– увеличить объем производства до 2000 грузовиков. Причем треть из них
будут укомплектованы моторами, соответствующими Евро 2.
Сборочные пректы
Кременчугский автозавод сегодня активно работает над созданием своих
сборочных производств в различных странах. Так, в июле 2003 года такое
предприятие было открыто во Вьетнаме. Здесь уже собрано 60 автомобилей.
Вот-вот ожидается поставка еще 50 машинокомплектов. В 2004 году там планируют
собрать не менее 300 грузовиков. Причем во Вьетнаме действует закон, согласно
которому льготы распространятся только на те автозаводы, процент локализации
производства которых составляет не менее 50%. Поэтому на названном предприятии
ведется не только сборка, но и сварка и окраска некоторых узлов автомобилей
– например, самосвальных кузовов.
Кстати, в настоящее время Дрогобычский завод автокранов ведет переговоры
с вьетнамской стороной об организации сборочного предприятия. Под краны
предполагается использовать шасси Кременчугского автозавода. Таким образом,
«КрАЗ» сможет увеличить долю своих машин в этой стране.
Сегодня по вопросам сборочного производства с заводом готовы сотрудничать
и несколько российских предприятий. «КрАЗ» недавно открыл такой завод
в Белгороде. Здесь уже выпустили 50 автомобилей, но по ряду причин сборка
пока приостановлена.
А тем временем сам Кременчугский автозавод недавно подписал соглашение
с турецкой фирмой Karsan о начале сборки на своих мощностях микроавтобусов.
Стоимость контракта оценивается в 15 млн. у. е. Напомним, что Karsan уже
около 20 лет производит микроавтобусы по лицензии фирмы Peugeot. На «КрАЗе»
пока собирается пробная партия этих машин. Ожидают, что уже в 2004 году
украинско-турецкий проект заработает на полную мощность.
|