«Управляющее топливо»
Наибольшей популярностью у «дальнобойщиков» пользуются, как известно, тягачи в 380 – 450 л. с. В этом перспективном сегменте рынка Scania представила новый двигатель с системой впрыска HРi. |
HРi – сокращение от
английских слов High Pressure injection – «система впрыска топлива под
высоким давлением». Работу над ее созданием еще в конце 90-х гг. начали
фирмы Scania и Cummins. В Европе она впервые была установлена в опытном
порядке на 12,0-литровом турбокомпаундном двигателе мощностью 470 л. с.
в январе 2001 года.
Перед запуском в серию мотор HPi был подвергнут суровым длительным тестам
в различных условиях эксплуатации. Суммарный испытательный пробег по дорогам
Германии, Португалии, Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции составил ни
много ни мало 6 млн. км. С мая прошлого года системой HРi стали оснащаться
все 12,0-литровые двигатели Scania. А в нынешнем году магистральные автомобили
с подобными силовыми установками поступили и в Украину.
Впрочем, новый двигатель пригоден не только для тягачей, но и для тяжелой
строительной техники, прежде всего самосвалов.
Особенности конструкции
В двигателе Scania HPi применена новая технология впрыска топлива при
высоком давлении. Суть ее в том, что здесь используется гидравлическое
управление впрыском вместо прежнего электромеханического. Момент впрыска,
как и раньше, определяется для каждого цилиндра индивидуально, но процесс
управления форсункой осуществляется струей топлива, поступающего по отдельному
трубопроводу к инжектору.
Важной особенностью системы HPi является высокое давление впрыска – до
2400 бар – значительно выше, чем на ранее применяемых системах, где давление
не превышало 1800 бар. Система электронного управления новым двигателем
– EDC S6 разработана непосредственно фирмой Scania.
Еще одна характерная черта новинки – рециркуляция топлива: значительное
его количество, пройдя через форсунку, возвращается обратно в бак. Благодаря
этому оно постоянно теплое, что очень важно при эксплуатации в условиях
холода.
Подача топлива в форсунку происходит при низком давлении, что обеспечивает
надежность системы HPi. А высокое давление впрыска осуществляется уже
непосредственно в самом инжекторе. Нужно добавить, что система впрыска
монтируется на «холодной» стороне двигателя, а следовательно, меньше нагревается
и потому работает лучше.
Что это дает
Главным результатом всех этих нововведений явился заметно увеличенный
по сравнению с предыдущим двигателем максимальный крутящий момент. При
той же мощности двигателя – 420 л. с. он вырос на 100 Нм – с 2000 до 2100
Нм. Кроме того, он достигается теперь в более широком диапазоне оборотов:
1050 – 1300 об/мин., вместо прежних 1100 – 1300 об/мин. На практике это
означает, что на дорогах со сложным рельефом, особенно в горной местности,
автомобиль может идти с более высокой средней скоростью, чем другие машины
с двигателем такой же мощности. При этом водителю реже приходится переключать
передачи.
Минимальный удельный расход топлива у нового двигателя остался на прежнем
уровне – 191 г/(кВт.ч). В выхлопных газах количество углеводорода и CO
уменьшилось до значительно более низкого уровня, чем предусмотрено нормами
Euro 3. Снизился и уровень шума.
Упростился сервис – на обслуживание двигателя уходит меньше времени.
Межсервисный пробег автомобиля с мотором HPi увеличен до 120 тыс. км,
а промежуточная замена топливного фильтра проводится через 60 тыс. км.
Правда, это относится к машинам, эксплуатируемым на качественных западноевропейских
дорогах.