Автобусный завод Setra: У истоков бренда

0

Автобусная марка Setra – одна из самых распространенных и уважаемых в Европе. Недавно по любезному приглашению фирмы-производителя нам удалось побывать на заводе в немецком городе Ульм, где собирают машины под этим брендом.

Автобусная марка Setra – одна из самых распространенных и уважаемых в Европе. Недавно по любезному приглашению фирмы-производителя нам удалось побывать на заводе в немецком городе Ульм, где собирают машины под этим брендом.

Знакомство с продукцией Setra началось необычно. К нашему отелю подкатил автобус S11, выпущенный фирмой в… 1959 году. На нем мы и отправились на презентацию предприятия. И нужно сказать, что модель, которой уже почти полвека, отнюдь не производила впечатления дряхлого ветерана. Мотор урчал ровно и нешумно, машина шла мягко, а комфорт салона – просто отличный.

Автобусный завод Setra
Готовую продукцию перевозят экологически чистые тягачи, работающие на природном газе.
Готовую продукцию перевозят экологически чистые тягачи, работающие на природном газе.

НачалоВ 1893 году Карл Кассборер основал в Ульме компанию по производству конных экипажей. Нужно сказать, что его отец Джон Якоб строил отличные деревянные лодки, которые успешно плавали по Дунаю. Но сын решил уйти, говоря современным языком, в другой транспортный сегмент.

Setra ComfortClass 400 – комфортабельный автобус для междугородных и туристических перевозок.
Автобусы семейства Setra TopClass 400 в версии 2008 модельного года – с новым уровнем активной и пассивной безопасности.
Setra ComfortClass 400 – комфортабельный автобус для междугородных и туристических перевозок.
Автобусы семейства Setra TopClass 400 в версии 2008 модельного года – с новым уровнем активной и пассивной безопасности.

Маленькая фирма Карла росла и развивалась. В 1907 году она начала строить кузова для автомобилей, а в 1911-м здесь изготовили первый автобус. Эта небольшая машина курсировала между Ульмом и расположенным неподалеку городом Виблиненом. На швейцарском 35-сильном шасси Saurer был смонтирован деревянный кузов на 24 пассажира, колеса на литых резиновых шинах – тоже деревянные. Интересно, что к задней стенке кузова крепился почтовый ящик, куда жители придорожных селений бросали письма для отправки.

Со временем фирма K ssbohrer начала изготавливать кузова для своих автобусов из металла. После Второй мировой войны в Европе стал бурно развиваться туризм. И это послужило стимулом для дальнейшего совершенствования автобусов как в области конструкции, так и дизайна. В то время в Старом Свете кузова автобусов монтировались на рамных шасси. Но в 1951 году фирма K ssbohrer произвела революцию, представив автобус с несущим каркасом кузова. В итоге машина вышла более легкой и прочной. Она получила красивое название Setra – от немецкого слова Seldsttragend – «самонесущий».

Самый первый автобус Setra, модель S8, продемонстрировал революционную для своего времени конструкцию: несущий каркас кузова (1951 г.). Дизель Henschel мощностью 95 л. с. располагался в корме.
Самый первый автобус Setra, модель S8, продемонстрировал революционную для своего времени конструкцию: несущий каркас кузова (1951 г.). Дизель Henschel мощностью 95 л. с. располагался в корме.
Самый первый автобус Setra, модель S8, продемонстрировал революционную для своего времени конструкцию: несущий каркас кузова (1951 г.). Дизель Henschel мощностью 95 л. с. располагался в корме.

Модель с индексом S8 быстро завоевала популярность, и вскоре фирма K ssbohrer вошла в тройку ведущих автобусостроителей Европы. Она сосредоточилась на выпуске высококлассных автобусов, которые в наибольшей степени отвечали требованиям европейских перевозчиков. Однако Европой дело не ограничилось – в середине 50-х компания вышла на рынок США. Началось успешное сотрудничество с крупнейшим американским перевозчиком – фирмой Сontinental Trail Wagon, достойным конкурентом знаменитой Greyhound. В результате на маршруты вышел 40-футовый автобус Eagle – сочетание технологии Setra и требований американского рынка.

Под знаменами «Даймлера»

В 1995 году Setra, наряду с автобусным отделением компании Mercedes-Benz, вошла в новообразованную группу EvoBus GmbH, входящую ныне в состав концерна Daimler AG. Стратегической целью этого альянса было ни много ни мало объединить все автобусостроительные предприятия Европы в единую систему – особо гибкую и эффективную.

Производственную сеть для начала составили немецкие заводы в Маннхайме и Ульме, а также французский – в г. Легни. В 1998-м к ним прибавился завод в г. Самано (Испания), а на следующий год – в Холишеве (Чехия).

«Горожанин» Setra MultiClass 400 – низкопольник с широкими двустворчатыми дверями.
Журналистов доставил на презентацию 43-местный ветеран – Setra S11 с дизелем в 150 л. с. (1959 г.).
«Горожанин» Setra MultiClass 400 – низкопольник с широкими двустворчатыми дверями.
Журналистов доставил на презентацию 43-местный ветеран – Setra S11 с дизелем в 150 л. с. (1959 г.).

Роли распределили так. Чешское предприятие поставляет кузовные детали в Маннхайм, где из них изготавливают кузова для автобусов обеих марок – Mercedes-Benz и Setra. А окончательная сборка машин происходит в двух местах. В Легни выпускают туристические автобусы Setra, а также городские и междугородние Mercedes-Benz. А завод в Ульме и городе-спутнике Новом Ульме производит автобусы всех типов. Что касается предприятия в Самано, то оно специализируется на производстве шасси для европейского и прочих рынков.

Особняком со своей производственной программой стоит компания Mercedes-Benz Turk AS. Ее завод расположен в г. Хошдер, недалеко от Стамбула – там выпускаются и городские, и междугородние и туристические машины.

В 2007 году все предприятия, входящие в орбиту Daimler Buses, реализовали во всем мире 39 тыс. единиц техники под брендами Mercedes-Benz, Setra и Orion – на 8% больше, чем в предыдущем году. Но это, так сказать, процент усредненный. Ибо прирост продаж шасси составил 9,5% (с 24300 до 26600 шт.), в то время как укомплектованных автобусов – только 4,0% (с 11900 до 12400 шт.).

На одной из сборочных линий завода Setra в г. Ульм.
Мягкость хода автобусов обеспечивается такой вот пневматической подвеской.
На одной из сборочных линий завода Setra в г. Ульм.
Мягкость хода автобусов обеспечивается такой вот пневматической подвеской.
Сиденья подаются в автобус для монтажа… через проем лобового стекла.
А сам «лобовик» устанавливается в автобус вот так – бережно и не спеша.
Сиденья подаются в автобус для монтажа… через проем лобового стекла.
А сам «лобовик» устанавливается в автобус вот так – бережно и не спеша.
Велосипед – любимый вид внутрицехового транспорта. Дешево и компактно.
Велосипед – любимый вид внутрицехового транспорта. Дешево и компактно.

Новое поколение

Сегодня производятся автобусы Setra 4-го поколения. По традиции, ему дали общее название S400 (три предыдущих обозначались, соответственно, S100, S200 и S300). Эти машины отличаются современным, легко узнаваемым фирменным дизайном. Оснащаются они «родными» дизельными двигателями Mercedes-Benz, которые отвечают экологическим нормам Евро 4 или Евро 5, причем в обоих случаях используется технология BlueTec – с аммиачным заменителем AdBlue.

Модельный ряд состоит из трех семейств: TopClass, ComfortClass и MultiClass. Эти названия в какой-то степени дают представления о машинах. Так, в семейство TopClass входят туристические лайнеры, обеспечивающие наивысший, топовый уровень комфорта – до 5 звезд включительно. Машины буквально напичканы самыми современными электронными системами. В большинстве своем это высокопалубники HD или сверхвысокопалубники HDH – с багажным отделением очень большой емкости (до 16 кубометров). Имеется и двухэтажный автобус повышенной вместимости (72 пассажира). Дебютировали TopClass 400 в 2001 году, и вскоре семейство завоевало престижный титул Coach of the Year'2002 («Туристический автобус 2002 года»). В нынешнем году пошли в производство обновленные машины с гораздо более высоким уровнем безопасности.

Автобусы семейства ComfortClass обеспечивают достаточно высокий уровень комфорта и предназначены для работы на международных и туристических маршрутах. Однако целый ряд оборудования, например, аудиосистема с СD-чейнджером, навигационная система, а на некоторых версиях также мини-кухня, туалет и холодильник могут устанавливаться только по заказу.

Семейство MultiClass 400 – это автобусы для нескольких типов перевозок (multi, как известно, обозначает «много») – экскурсионных, пригородных и городских. Это машины c низким или стандартным уровнем пола, с одной или двумя пассажирскими дверями. Сиденья – с улучшенной эргономикой, кроме того, в салоне может быть предусмотрено место для детской коляски.

Новый логистический центр – это целый город запчастей, со своими «домами»-стеллажами и транспортом.
Эти запчасти, пройдя непростой путь по спирали, отправятся за океан.
Эти запчасти, пройдя непростой путь по спирали, отправятся за океан.
Поиск запчастей и отправка их клиенту происходит под неусыпным контролем управляющей компьютерной системы.
Новый логистический центр – это целый город запчастей, со своими «домами»-стеллажами и транспортом.
Поиск запчастей и отправка их клиенту происходит под неусыпным контролем управляющей компьютерной системы.

Инвестиции в будущее

В феврале этого года после 17 месяцев строительства встал в строй новый логистический центр запчастей в Новом Ульме. Именно отсюда детали для автобусов Setra и Mercedes-Benz поступают на сервисные станции во всем мире. Логистический центр занимает площадь 30 тыс. м кв. и содержит запчасти более 100 тыс. наименований.

Отличительная черта центра – наличие новой складской компьютерной системы, которая контролирует все рабочие операции в реальном масштабе времени. Она обеспечивает наилучший доступ к запчастям и оптимальную эффективность для сервисного партнера, который может запросить любую деталь в любое время.

В сооружение логистического центра в 2006–2007 гг. вложено около 70 млн. евро. Холджер Саффер, директор по продажам Группы EvoBus, уверен, что это инвестиции в будущее. Прошлой осенью Setra открыла в Новом Ульме центр по обслуживанию клиентов – Setra Customer Centre.

Новый комплекс зданий площадью 3800 м кв. включает 10 боксов, где теперь могут обслуживаться до 18 автобусов любого типа. Имеются также комнаты для переговоров, кафе и постоянно действующая выставка машин. Просторный холл, вмещающий до 2500 гостей, позволяет устраивать различные массовые мероприятия, в том числе и для прессы. Сооружение здания обошлось в 10 млн. евро – и, несомненно, это еще одна эффективная инвестиция в будущее.

Виртуальное путешествие

С начала нынешнего года в фирменном дизайн-центре функционирует уникальная система под названием Setra 3D Bus and Coach Designer. С начала нынешнего года в фирменном дизайн-центре функционирует уникальная система под названием Setra 3D Bus and Coach Designer. Она способна с помощью компьютерных технологий создавать виртуальные изображения городских и туристических автобусов в трех измерениях. Это касается как внешнего вида машины, так и его интерьера – в распоряжении дизайнеров 8 млн. графических элементов. Благодаря этой системе клиент может с помощью специалистов дизайн-центра выбрать для своего автобуса окраску кузова, зеркала, колесные диски, цвет и фактуру обивки сидений, багажные полки, оформление боковых панелей и многое другое.

Киев – Ульм – Киев

Леонид Гоголев
Фото автора

Редакция благодарит ОАО «АвтоКапитал» за помощь в организации поездки

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.