Свет в конце тоннеля
Вот и закончился очередной чемпионат Европы по трак-рейсингу. В «королевском» классе Super Race Truck победу одержал Герд Кербер (Buggyra Truck Racing). А в «простом» Race Truck «золото» досталось Лутцу Бернау из «именной» комманды Truck Sport Bernau. |
В конце октября, когда
закончилось большинство гоночных серий, ФИА провела всеевропейский мониторинг,
по результатам которого составила рейтинг зрительских симпатий. Среди
«кольцевиков» трак-рейсинг вновь, как и год назад, занял третье место.
Факт примечательный не только в свете сверхконкуренции (впереди – «Формула-1»
и ETCC, «кузовной» чемпионат Европы), но и учитывая нынешнее состояние
дел в гонках грузовиков.
Падение рейтинга
С каждым сезоном European FIA Truck Racing Championship теряет спонсоров,
участников и, самое главное, производителей. А значит – и зрителей. Не
секрет, что бюджет любой серии базируется на трех китах: взносы от автодромов
за право принять у себя один из этапов, спонсорские вливания и средства
от продажи прав на телетрансляции. Так вот, трак-рейсинг в силу своей
специфики (минимум обгонов из-за узких как для тягачей трасс, ограничение
скорости) для ТВ малопривлекателен, так что «теледоходы» составляют чисто
символическую сумму. А минимум эфира – минимум спонсоров. Вот и приходилось
фирмам-производителям самим финансировать проведение чемпионата. Но постепенно
эта форма участия стала накладной даже для таких грандов, как MAN или
Mercedes-Benz.
Впереди – «баггиры»
Сегодня в высшем дивизионе – классе Super Race truck – как никогда малолюдно:
лишь шесть постоянных участников, защищающих цвета трех команд. Причем
только одна из них – Tatra Prima Team – имеет отношение к автомобилестроению.
Две другие, пражская Buggyra Truck Racing и франкфуртская Deutche Post
World Net, строят грузовики, именуемые, соответственно, Buggyra и РАМ
– исключительно для гонок. В чем и преуспели: за медали сражались пилоты
именно этих команд.
Впрочем, Tatra отказалась от притязаний на призовые места по собственной
инициативе: «играющий тренер» Станислав Матейовски в нынешнем сезоне усадил
за руль машины Jamal 18-летнего студента Адама Лачко, высшим достижением
которого стала победа в прошлогоднем «легковом» кубке Skoda Octavia. Матейовского
можно понять – серию покинул «черный принц» Caterpillar TRD, а других
реальных соперников у сверхмощных грузовиков Мартина Колоца – Buggyra
отродясь не было. Tatra проигрывала соотечественникам по важнейшим техническим
характеристикам.
Не стоило ожидать чуда и от неофита трак-рейсинга – немецких болидов
РАМ, на поверку оказавшихся переделанными под бескапотную компоновку…
прошлогодними «ямалами». Но, как показали результаты экс-чемпионов Харри
Луостаринена и Маркуса Ойстраха, не все в трак-рейсинге зависит от техники.
Финн то и дело показывал рекорды круга, ставя подопечных Колоца в затруднительное
положение – его РАМ однозначно медленнее, чем болиды Buggyra гонщиков
Герда Кербера, Антонио Албасете и Давида Вржечки. А немец после второго
этапа и вовсе захватил лидерство, чему немало поспособствовали детские
болезни «баггир». И хотя было очевидно, что Ойстрах – хрестоматийный «калиф
на час», именно благодаря ему нынешний сезон не превратился в открытый
чемпионат Buggyra Cup во главе с Кербером.
Герд Кербер, выступающий в трак-рейсинге 16 лет, провел, безусловно,
свой самый сильный сезон: в 9 этапах он завоевал 5 поулов и выиграл 10
из 18 гонок. Причем в четырех (в Португалии, Франции, Чехии и Испании)
сделал «большой шлем», то есть выиграл и квалификацию, и оба заезда. Впервые
за 20-летнюю историю Чемпионата Европы по трак-рейсингу действующий чемпион
смог защитить свой титул.
На его фоне результаты одноклубников, выступающих на точно таких же
«баггирах», выглядят бледно – у Албасете два поула и три «золота», у Вржечки
и вовсе только одна победа.
MAN правит бал
В более демократичном Race Truck болидов было не в пример больше: до
30 учасников на DAF, ERF, Foden, Ford, Iveco, MAN, Mercedes-Benz, Phoenix,
Renault, Scania, Volvo. Из них в десятку вошли семь пилотов на MAN, в
том числе три призера.
Лидеры Race Truck явно не испортят обедни и в высшей лиге. Cо следующего
сезона оба класса будут стартовать совместно. На внезачетном этапе в голландском
Ассене, где отрабатывался будущий «формат» гонок, Й. Ханн, С. Оливер и
Р. Гарретт выиграли у «суперов» первый же заезд (!).
Два в одном
Зачем объединять оба класса? Ради большей зрелищности. Во-первых, нынешняя
стартовая решетка в Super Race выглядела совсем уж «по-сиротски». Во-вторых,
присутствие на трассе более медленных машин увеличит число обгонов (пусть
даже обходить будут круговых), с которыми в трак-рейсинге всегда было
не ахти. Видимо, организаторы считают, что неразбериха, когда после первых
5 – 10 кругов зрителям без посторонней помощи будет трудно отследить,
кто на каком месте, – все же лучше, чем нынешняя «трамвайная» езда.
Который год в большинстве заездов «суперов» все машины финишируют в
том порядке, в котором вышли из первого послестартового поворота. А перестановки
происходят только из-за проблем с техникой или грубых ошибок в пилотировании.
Успех в Ассене, где зрители за один уик-энд увидели больше обгонов, чем
за весь сезон, моментально увеличил котировку акций трак-рейсинга среди
владельцев автодромов.
Общее количество этапов решено не увеличивать, но менее перспективные
из них будут заменены. Под вопросом проведение финского этапа, в нынешнем
сезоне отмененного из-за форсмажорных обстоятельств. Дамоклов меч завис
и над итальянским этапом, едва не сорванном натовцами, запретившими судьям
использовать GPS. Уже сейчас известно, что португальский Estoril и австрийский
A1 Ring будут заменены испанским Catalugna и голландским Assen. Это, бесспорно,
еще больше увеличит зрелищность трак-рейсинга.
Так что есть надежда, что гонки грузовиков в следующем сезоне вновь обретут
былую популярность.
Особенности национального налогообложения | |
| |
Характеристики болидов класса Race Truck |
|
Характеристики болидов класса Super Race Truck |
|
Итоговая классификация 2003 года. Класс Race Truck |
|
Итоговая классификация 2003 года. Класс Super Race Truck |
|
Предварительный календарь чемпионата на 2004 год |
|