DAF CF: Урок рисования
Командировка в Каунас оказалось интересной. Вдохновленные посещением музея великого литовского абстракциониста и сюрреалиста Миколаса Чюрлёниса, мы приготовились рисовать шинами на виражах песчаного карьера. Ведь главной целью нашего визита был тест-драйв нового строительного самосвала CF 85 фирмы DAF. |
О новом семействе машин
DAF CF мы уже недавно рассказывали (см. «КА» №5’2007). Они получили более
эргономичную кабину, двигатели Евро 5, новые мосты и многое другое. Теперь
же нам предстояло проверить, на что способны автомобили в реальных условиях.
Место проведения тест-драйва его организатор, официальное представительство
компании DAF в Литве – фирма Centraco выбрала не зря. Где же, как не здесь,
в облаках пыли, под палящим летним солнцем и с 30 тоннами груза за спиной,
лучше всего можно почувствовать и оценить новый самосвал?
Снаружи
Песчаный карьер находится за густым лесом. Уже при подъезде к нему по колоннам
идущих навстречу разномастных самосвалов и тучам пыли мы поняли, что место
нашей дислокации приближается. Обычно на такие презентации приглашают не один
десяток человек, сооружают большое «бунгало», у входа в которое выстраивают
дюжину подопытных автомобилей. Но, к нашему удивлению, нас высадили возле
небольшой палатки, где мы увидели лишь один самосвал и нескольких прибалтийских
автожурналистов. Впрочем, оказалось, что так даже лучше. Единственная ярко-желтая
машина приковывала взгляды только к себе, позволяя сконцентрироваться на всех
ноу-хау. А немногочисленность коллег по перу облегчала фотосессию и общение
с представителями фирмы.
Главные внешние отличия нового СF сразу же заметны. Это прочный металлический
бампер с пластиковой «юбкой», фары с небьющимися стеклами Lexan, мощная защита
радиатора в виде 5-миллиметрового стального поддона. Появились дополнительная
подножка на крыле и поручень на крыше кабины, облегчающие доступ водителя
к кузову, а также подвижная нижняя ступенька, которая не боится ударов о препятствия.
Журналистам предоставили на тест четырехосный самосвал 8х4 с кузовом от именитого
немецкого производителя Meiller-Kipper. Первые две оси теперь больше разнесены
между собой, что улучшает развесовку автомобиля и, соответственно, повышает
устойчивость и проходимость на грунтовой дороге.
Механика
Начнем, пожалуй, с новой ходовой автомобиля. Так, на строительных шасси СF
FAD (FA обозначает шасси, D – колесную формулу 8х4) появились
новые тандемные мосты HR 1356, рассчитанные на повышенную нагрузку – до
13 т. Последние, в частности, получили доработанный ступичный редуктор – для
передачи более высокого крутящего момента. Передние, неведущие мосты выдерживают
нагрузку в 7,5 или 9,0 т. В результате грузоподъемность четырехосного шасси
повысилась до 34 т. При этом его снаряженная масса снижена до 10 т.
Новые строительные шасси СF 85 оснащаются 12,9-литровым турбодизелем серии
МX (410–510 л. с.). На нашем самосвале СF 85 была установлена
рядная «шестерка» MX в 410 л. с. Все моторы поставляются только с системой
очистки выхлопных газов SCR-AdBlue и отвечают экологическим нормам Евро
4/Евро5.
Кстати, об аммиачном заменителе AdBlue. На вопрос, как поведет себя эта
жидкость во время нашей зимы, был получен исчерпывающий ответ. Во-первых,
при забортной температуре минус 15°С жидкость не замерзнет
в течение 3 часов. Во-вторых, при понижении температуры с интенсивностью
6 градусов в час система будет работать некоторое время – до минус 22°С.
И, в-третьих, при повышении температуры со скоростью 5 градусов в час заменитель
начнется впрыскиваться уже при минус 8°С.
Водитель пока не получает полной информации о работоспособности системы
SCR – на щитке приборов присутствует лишь шкала, показывающая количество заменителя
AdBlue в баке. А вот с 1 октября на грузовиках СF начнут устанавливать бортовую
диагностичекую систему OBD. С ее помощью на общий дисплей будет выводиться
информация о низком уровне жидкости, о неисправностях впрыска или сенсоров,
а также об увеличении количества выбросов NOx свыше 3,5 г/кВт/ч (нормы Евро
5).
Особого разговора заслуживает коробка отбора мощности –
важный элемент строительного шасси, в том числе самосвала. Так, на двигателях
MХ она может работать непрерывно до 2 часов. При передаче крутящего момента
в 530 Нм при1800 об/мин ее ресурс составляет 5500 часов, а в случае увеличения
его до 800 Нм при 1800 об/мин – 1200 часов.
На ходу
Открываем дверь и садимся в кабину самосвала. Делать это очень удобно. Наша
машина укомплектована короткой, дневной кабиной, хотя по заказу возможна установка
и удлиненной, спальной. Первый круг в карьере –
ознакомительный, за рулем – инструктор. Такая предосторожность не случайна.
Спуститься в котлован оказалось нелегко: крутой поворот и резкий уклон,
плюс к этому глубокая колея, оставленная работающими самосвалами, и брошенная
на самом неподходящем месте гигантская коряга. Условия, мягко говоря, не
для новичков. Наконец, с нетерпением дождавшись своей очереди, садимся за
руль.
Турбодизель в 410 «лошадок» тихо запел под полом. В
паре с ним установлена привычная механическая 16-ступенчатая коробка ZF, хотя
по заказу возможен и 12-ступенчатый «автомат» AS-Tronic с новым режимом –
off-road. Несмотря на 30 тонн песка в кузове и стоянку в глубокой колее, трогаемся
сразу со второй передачи, понятно, пониженной. Передачи переключались легко,
хотя их близкое взаимное расположение поначалу мешало: вместо второй мы включали
либо четвертую, либо задний ход. Для попадания в «золотую середину» требуется
небольшая тренировка.
Дальнейший путь по карьеру был ограничен четвертой повышенной – перейти
на пятую не позволяли бесконечные подъемы и повороты. А застрять на подъеме
ой как не хотелось! Приятно удивила эластичность двигателя. Даже на крутой
подъем мы свободно заезжали на четвертой пониженной, при этом стрелка тахометра
не выходила за зеленую зону.
Гидроусилитель руля отменно справляется со своей задачей. Правда, излишняя
легкость баранки порой мешает информативности, но зато помомагает при маневрировании.
Благодаря вывороту передних колес на угол в 43 град. немаленький самосвал
легко вписывался в самые крутые повороты. Этому помогали и новые зеркала.
Правда, здесь не хватало зеркала переднего габарита. Последнее поставляется
в качестве опции, хотя и является обязательным аттрибутом в странах ЕС.
Кстати, о колесах, точнее «обувке». Шины GoodYear на
тестируемой машине не очень «зубастые», поэтому, когда один из украинских
журналистов «словил» песчаный бордюр и сел на бампер, выезжать пришлось в
течение 10 минут, раскачивая машину взад-вперед. Причем делал это не он сам,
а опытный инструктор.
Особого внимания заслуживают эффективные барабанные тормоза, хотя, честно
говоря, мы ими почти не работали. На крутых спусках выручал мощный, хотя и
шумноватый в работе декомпрессионный моторный тормоз, управление которым вынесено
на подрулевой переключатель и продублировано напольной кнопкой слева от педали
сцепления.
В целом новый строительный самосвал DAF CF понравился. Он оснащен мощным,
но в то же время экономичным двигателем (средний расход топлива в карьере
у нас составил 33 л на 100 км). И, что немаловажно, – этим автомобилем приятно
не только управлять, но и рисовать все новые и новые фигуры на полотне дорог.
Итоги
|
|
DAF CF 85.410 |
|