SCANIA: Карьерная гибкость
Отправиться в каменный карьер под Днепропетровском побудило важное событие – демонстрация строительных грузовиков фирмы Scania. Многочисленные гости смогли не только посмотреть автомобили в деле, но и проехаться за рулем шведских тружеников.
Отправиться в каменный карьер под Днепропетровском побудило важное событие – демонстрация строительных грузовиков фирмы Scania. Многочисленные гости смогли не только посмотреть автомобили в деле, но и проехаться за рулем шведских тружеников. |
Компания «Скания Украина», официальный представитель фирмы Scania в нашей стране, – одна из немногих, которая проводит столь масштабные акции. В прошлом году свою строительную технику фирма демонстрировала в карьере под Донецком (см. «КА» № 6'2007). Нынешний показ, организованый ее днепропетровским дилером – фирмой «Днепро-Скан», преподнес несколько приятных сюрпризов.
Во-первых, на выставке представили не только грузовики-самосвалы, но и седельный тягач с самосвальным полуприцепом, шасси под установку различного оборудования и даже автомобиль, предназначенный для бурильно-взрывных работ. Во-вторых, расширился ассортимент техники в группе поддержки. Если в прошлом году самосвалы обслуживал один фронтальный погрузчик Caterpillar, то на этот раз – целая флотилия машин известной японской фирмы Komatsu.
Снаружи
На тест-драйв журналистам и представителям транспортных и строительных компаний предоставили четыре автомобиля Sсania. Учитывая, что мы уже испытывали в прошлом году трех- и четырехосные грузовики под Донецком, на этот раз решено было попробовать седельный тягач 6х4. Тем более, что последний укомплектован самосвальным полуприцепом польской фирмы Wielton. Представилась уникальная возможность проверить, на что способен груженный по полной программе автопоезд в тяжелых условиях реального карьера.
Внешность грузовиков Scania серии P нам уже хорошо знакома, и наш подопечный седельный тягач не стал исключением. Массивная, расходящаяся кверху решетка радиатора, характерные спойлеры по бокам от нее, а также ниспадающие проштамповки на дверях. Тем не менее, грузовик выглядит несколько по-другому, нежели стандартный магистральный «седельник».
Короткая дневная кабина семейства P, установленная на шасси 6х4, визуально удлиняет автомобиль. Это впечатление усиливается благодаря большому свободному пространству между кабиной и полуприцепом-самосвалом, т. к. последний заметно короче стандартной тентованной фуры. При наружном осмотре приятно удивило то, что и фары головного освещения тягача, и задние фонари полуприцепа оснащены защитными решетками, что в карьере далеко не лишнее.
Автомобиль для бурильно-взрывных работ – на шасси Scania P380 (8х4). Жалко, но на тест его не дали… Привлекает внимание сверхвысокая выхлопная труба. | Этот бак – не под AdBlue, а под масло для гидравлики подъема кузова – Hyva. Кстати, на тесте машины Scania были с моторами Евро 4 с системой рециркуляции выхлопных газов EGR (AdBlue фирма применяет только на двигателях Евро 5). |
Внутри
Посадка-высадка в седельный тягач удобнее, чем в самосвал-одиночку. Все дело в том, что его кабина посажена более низко, а потому туда ведут не три, а две ступеньки. Но есть и минус – более высокий моторный тоннель. Правда, кабина в нашем случае двухместная и не спальная, а потому много передвигаться по ней мы особой необходимости не видели.
Рабочее место знакомое и очень удобное. Развернутая к водителю передняя панель, информативный щиток, многофункциональный руль, кресло на пневмоподвеске с регулировкой угла наклона как спинки, так и подушки. Правда, рулевая колонка в нашем случае оказалась нерегулируемой, что весьма странно для современного грузовика такого класса. Однако отсутствие этой регулировки не помешало нам удобно устроиться за рулем и отправиться на погрузку щебня.
В карьере
Порожний автопоезд легко разгоняется 420-сильным турбодизелем. Причем трогаться можно со второй передачи. А всего их у нашего тягача – 12 (6 передач с делителем). Табун «лощадей» из-под кабины так и рвался на волю, и мы быстро подъехали под загрузку. Мощный погрузчик Коmatsu за считаные минуты насыпал в кузов полуприцепа около 30 т щебня. Вот теперь можно и испытания проводить!
При трогании с места пришлось изрядно попотеть. Добавляем газ… Машина не едет… Еще – не едет… Еще…. Наконец степенно, размалывая гружеными шинами грунт, автомобиль двинулся с места. И вдруг над правым ухом раздается возглас закрепленного за машиной водителя: «Ты же на третьей тронулся!». Вот это двигатель! Конечно, так нагружать «сердце» нельзя, но все равно его тяговитость впечатляет!
Когда полная масса автопоезда доходит почти до полусотни тонн, самое время активно поработать рычагом, тем более в условиях карьера. На подъемах и спусках приходится частенько щелкать делителем, не выходя из нижнего диапазона (1 – 3 передачи). В особо трудных условиях можно задействовать две ползущие передачи, межосевые и межколесные блокировки, что мы и сделали, заезжая на довольно крутую горку.
В карьере ярко проявилось одно важное свойство нашей машины: отличная маневренность. Наш гибкий поезд явно давал фору четырехосному «жесткому» самосвалу.
Единственный вещевой отсек над лобовым стеклом полностью занят инструментом. Остальные вещи приходится складывать либо за спинку, либо в дверные карманы. | У водителя – многофункциональный руль, развернутая приборная панель и эргономичное кресло. |
По трассе
Выехав за пределы карьера на узкую асфальтированную дорогу, переходим на верхний диапазон коробки (4 – 6 передачи). Нужно сказать, что у нашей машины передаточные числа меньше, чем у обычного самосвала, а высшая передача – ускоряющая. Да и задний мост здесь более скоростной. Однако слишком разгоняться мы не стали – уже на 60 км/ч кабину изрядно потряхивает на наших ухабах. И это при том, что подвеска на тягаче, равно как и на прицепе – полностью пневматическая. Дело в том, что дневная кабина имеет упругую подвеску только в двух, задних точках, в отличие от 4-точечной подвески удлиненных кабин.
Тем не менее, на скорости автомобиль легок в управлении: руль точен и информативен; то же самое относится и к педальному узлу. Понравилась обзорность через большие наружные зеркала. Приятно удивили и низкий уровень внутреннего шума, и отсутствие заметных вибраций на органах управления.
Особо отметим тормоза. Они мягкие и эффективные. Но на спусках только основной, рабочей системой не обойтись – диски быстро перегреются. Поэтому мы активно использовали моторный тормоз. Последний включается специальной клавишей на передней панели и активируется двумя способами: либо педалью тормоза, либо напольной кнопкой с левой стороны. Когда он вступает в игру, раздается характерное гудение. Жалко, что интенсивность моторного тормоза не регулируется ступенчато, как у ретардера – он сразу берет по полной программе. Хотя, с другой стороны, – это гарантия эффективного замедления на крутых спусках в карьере. Здесь лучше перебрать, чем недобрать.
Процесс разгрузки кубометров щебня не так прост, как кажется. Тут необходимо не только умение, но и терпение. | Шасси 8х4, зарывшись, выбирается из песка… 20 секунд – и дело сделано! |
Разгрузка
Мы и не заметили, как добрались до места выгрузки – на завод. Сдаем назад, поближе к ранее насыпанной куче щебня. Но тут успел примоститься самосвал Scania из нашей бригады. Пришлось ювелирно «швартоваться» к коллеге.
Поднятие кузова самосвального полуприцепа – процесс особый. Сначала ставим машину на «ручник». Затем выжимаем сцепление и клавишей на передней панели включаем коробку отбора мощности (для гидравлики самосвала). Потом выходим из кабины, подходим к пульту управления пневмоподвеской полуприцепа и немного его опускаем. Затем снова садимся в кабину и начинаем сам процесс подъема – переводим небольшой желтый рычажок за спинкой сиденья в крайне заднее положение. Кузов начинает степенно ползти вверх. На тахометре – 900 об/мин. Разгрузку можно и ускорить, еще придавив газ. Сразу высыпать – а это около 25 кубов щебня – не получилось. Дабы освободить кузов, отпускаем «ручник» и… оставшаяся куча в кузове начала толкать машину вперед. Но мощные тормоза сделали свое дело. Весь процесс выгрузки занял 65 секунд.
С теста мы возвращались уставшие, но довольные пережитыми ощущениями и тем, что надежная шведская техника не подвела и показала, что нелегкая работа в карьере ей по плечу.
Итоги
|
|