История Yamaha: Три камертона на бензобаке
Эмблема фирмы Yamaha – три перекрещенных и вписанных в круг камертона – напоминает спицованное колесо мотоцикла. Логотип удивительным образом предопределил судьбу компании.
Эмблема фирмы Yamaha – три перекрещенных и вписанных в круг камертона – напоминает спицованное колесо мотоцикла. Логотип удивительным образом предопределил судьбу компании. |
Все для фронта
Yamaha приобрела известность еще в XIX веке как производитель высококачественных музыкальных инструментов. И все бы хорошо, если бы не военная доктрина императорской династии Хирохито. Из-за нее крохотный тихоокеанский архипелаг, территориально не граничащий ни с одним государством, ухитрялся непрерывно участвовать в войнах. Почему – понятно: страна перенаселена, земли мало, дефицит всего, в том числе древесины.
А надо сказать, что деревья, подходящие для изготовления роялей, гитар, органов и пианино, в Японии произрастали только в долине реки Темрю. Именно там до Второй мировой и находилось большинство всяческих мастерских, занимавшихся выпуском музыкальных инструментов. Увы, во время войны не до музыки – тогда марши звучали лишь из металлических мегафонов. А вот авиационные пропеллеры в Японии по-прежнему делали из высококачественной древесины. Лишь в 1943 году инженеры квантунской армии научились-таки изготавливать стальные пропеллеры, и музыкальные предприятия в долине Темрю тотчас оснастили металлообрабатывающими станками. Что только усилило интерес к японской музыкальной промышленности со стороны американской авиации.
И все-таки до окончания войны цеха Yamaha дожили более или менее благополучно. Но кому нужны были пропеллеры в побежденной стране, которой запретили строить самолеты? Оказались ненужными и пианино с органами, хотя Yamaha осталась фактически единственным уцелевшим их производителем на острове.
Год «красной стрекозы»
Предприятие стало на конверсионные рельсы лишь в 1954-м: в стране бушевал транспортный бум, и президент компании Геничи Каваками решил заняться мотоциклами. Да и успехи клиента Yamaha Соичиро Хонды (он купил у будущих конкурентов пианино) трудно было не заметить. С прототипом подопечные Каваками особо не мудрили, взяв за основу принадлежащий шефу «двухтактник» DKW RT125. И уже 12 октября 1954 года, менее чем через два месяца после начала работ, была представлена «красная стрекоза» Yamaha YA-1 (123 см куб., 5,6 л. с.). Пока шло переоборудование завода, конструкторы ради дополнительных испытаний приняли участие в самой популярной в стране гонке – подъеме на гору Фудзи. И выиграли ее, объехав считавшиеся непобедимыми Honda! Триумф в следующем подъеме – на вулкан Асама – показал, что успех не случаен и «стрекоза» действительно лучше всех. Так что сбыт «ямахам» был гарантирован еще до начала серийного производства, стартовавшего в 1955 году.
Против Honda нет приема
Год спустя произошло слияние Yamaha и Hamamatsu, одного из крупнейших НИИ страны, – компания задумала бросить вызов Honda. Поэтому вторую модель, более крупный YD-1 (248 см куб., 14 л. с.), решили конструировать исключительно своими силами. Но начавшийся было бум продаж из-за серьезных конструкторских просчетов обернулся лавиной рекламаций. Доля фирмы на моторынке за год сократилась с 13 до 3%. Доброе имя удалось сохранить только благодаря отзыву всех проданных машин и замене дефектных узлов – кстати, в 50-е годы такая практика была неслыханной не только для Японии. Параллельно с усовершенствованием YD-1, переросшим в YDS-1, КБ создало мотороллер SC-1 и мопед MF-1. Увы, логичное с точки зрения предпринимательства расширение ассортимента едва не похоронило все предприятие – обе новинки оказались крайне ненадежными. Дабы не потерять все, Каваками решил вновь сконцентрироваться на выпуске музыкальных инструментов.
И стала бы Yamaha Motor Co еще одной из полусотни японских фирм-однодневок, если бы не ее спортивная команда. YDS-1, оказавшийся фактически первым в мире серийным спортбайком (благодаря паре карбюраторов он выдавал 22 л. с.), крушил на трассах всех и вся. И отлично, по сравнению с другими «японцами», продавался за рубежом. В конце 50-х «три камертона» возвращаются к конструированию мототехники, на этот раз развернув полномасштабное наступление по всем фронтам: одновременно начинается разработка машин с моторами объемом от 50 до 350 см куб.
В погоне за лидером
В 1961 году Yamaha появляется в «больших призах», а в 1964-м выигрывает свой первый чемпионский титул из 22-х. Сказать, что та победа для остального мира стала неожиданностью, – значит не сказать ничего. Ведь если в начале 60-х японские мотоциклы и попадали в поле зрения европейцев и американцев, то лишь из-за того, что представляли собой откровенный плагиат. Этот шаг стал первым в триумфальном шествии «большой четверки» (Honda, Kawasaki, Suzuki, Yamaha). Стремясь остановить японскую экспансию, федерация мотоспорта решила допускать на старт только мотоциклы, построенные на базе серийных. То есть только «европейцев», так как в те времена «четверка» участвовала в гонках на прототипах, не имеющих ничего общего со своими серийными собратьями. Японцы «хором» пошли ва-банк, поставив свои прототипы на конвейер и превратив чемпионат мира в открытое первенство Страны восходящего солнца. С тех пор мало что изменилось.
Впрочем, для Yamaha куда важнее оказалась другая гонка – гонка за лидером, Honda. Для этого фирма избрала тактику «новых ниш», успешно опробованную на спортбайке YDS-1. Так, в 1967-м она представила DT-1, первый в мире эндуро – мотоцикл, предназначенный для езды как по дорогам, так и вне их. Фактически же это была гражданская версия кроссовой Yamaha. В 1970-м фирма выпустила 50-кубовый мотороллер с автоматической КПП. Он стал настолько популярным, что вызвал волну подражаний, постепенно переросшую в скутероманию, которая длится до сих пор.
Опять-таки во многом именно Yamaha мотомир обязан модой на «классики» – байки современной конструкции, стилизованные под больших «европейцев» (прежде всего британцев) 50 – 60-х годов. А количество ноу-хау, благодаря Yamaha появившихся на мотоциклах, просто не поддается перечислению. Вот только самые «эпохальные»: дисковый золотник на впуске «двухтактника», задняя подвеска с моноамортизатором, диагональная рама «дельтабокс»…
На земле, на воде и в воздухе
Сейчас Yamaha, помимо скутеров, моф, мопедов, мотоциклов с рабочим объемом 50 – 1600 см куб. выпускает снегоходы (с 1968 г.), силовые установки (с 1969 г.), внедорожники ATW (с 1984 г.) и гидроциклы (с 1986 г.). И, конечно же, музыкальные инструменты.
В 1989-м «камертоны» вошли в мир «Ф-1». В последующие 7 сезонов их двигателями оснащались Arrows, Brabham, Jordan, Larrousse, Tyrrell и Zakspeed. Сейчас Yamaha участвует в разработке силовых агрегатов для формульной Toyota.
Став разнопрофильным концерном, Yamaha сохранила свое приоритетное направление – мотоциклы, по объемам выпуска которых она, как и без малого полвека назад, уступает только своему извечному сопернику – Honda. Сегодня на 60 ее мотозаводах в 45 странах работают чуть больше 100 тыс. человек (предприятия Yamaha – самые роботизированные в отрасли), собирающих более 2,5 миллиона экземпляров мототехники в год. Помимо бензобаков, эмблема с тремя перекрещенными камертонами украшает спортивный инвентарь, полупроводники, акустические установки, мебель, роботов, цифровые процессоры, спортивные суда, беспилотные вертолеты и даже… деревянные пропеллеры для ретросамолетов.