BERTONE: Собиратель талантов
Нуччо Бертоне известен не только замечательными дизайнерскими работами. Маэстро воспитал огромную плеяду выдающихся дизайнеров и стилистов. Под его руководством начинали такие мэтры как Франко Скальоне (Ghia), Джорджетто Джуджаро (ItalDesign), Марчелло Гандини, Марк Дэшам. В этом году Бертоне отметил бы свое 90-летие… |
В 1914 году в семье каретных дел мастера Джованни Бертоне родился сын Джузеппе, получивший вскоре прозвище Нуччо. Через пять лет мастерская переехала в более просторное помещение, а в 1921-м Carrozzeria Bertone построила свой первый автомобильный кузов – элегантный торпедо на шасси SPA. Изящные кузова быстро снискали признание состоятельных клиентов, и Бертоне стал «одевать» шасси многих известных итальянских марок, в том числе Fiat и Lancia.
Нуччо, который обосновался в мастерской отца чуть ли не с пеленок, лет с двенадцати уже стал вникать в тонкости кузовного ремесла. В 19 лет он оставил экономический факультет Туринского университета и начал продавать машины с отцовскими кузовами. У молодого Бертоне была коммерческая жилка, да и университетские знания пригодились, но куда больше его тянуло рисовать автомобили. Через пару лет он стал, по сути, главным дизайнером фирмы. Нуччо быстро понял: на эксклюзивных заказах не проживешь, для экспериментов нужны средства, а залог финансовой стабильности – производство, пусть даже мелкосерийное. Эту идею удалось реализовать еще в годы войны. Фирма строила кузова армейских и санитарных машин, не оставляя при этом высокую моду и готовя планы на будущее. В 1943-м для известного журналиста и гонщика-любителя Джованни Чернуши был построен эффектный кабриолет на укороченном шасси Fiat 2800.
После войны Нуччо возглавил компанию и принялся за новые люксовые и спортивные кузова. Одной из ярких работ тех лет было изящное спортивное купе на шасси доступного Fiat 1100 – наглядная демонстрация того, что и недорогой автомобиль можно изменить почти до неузнаваемости.
Об итальянской марке узнали и за океаном. Чикагский миллионер Арнольт продавал купе и родстэры ателье Bertone на шасси британских MG и Bristol. Но настоящий коммерческий успех пришел после Туринского автосалона в 1954-м, на котором показали прототип спортивного купе Alfa Romeo Giulietta Sprint. Машина очень понравилась руководству Alfa Romeo, и вскоре выпуск Giulietta освоили на новом заводе Bertone в городе Грульяско. Первоначально планировали сделать всего 500 автомобилей, но успех модели превзошел все ожидания – за 12 лет из ворот предприятия вышли около 40 тысяч спортивных купе.
Доход от продажи серийных автомобилей и заказы именитых фирм давали возможность не оставлять и высокое искусство. В 1953 – 55 годах были построены три прототипа ВАТ (Berlinetta Aerodinamica Tecnica – «автомобиль с улучшенной аэродинамикой»). В создании машин участвовал тогда еще никому не известный дизайнер Франко Скальоне.
Маэстро Бертоне обладал даром находить талантливых дизайнеров. Именно у него начинал работать Джорджетто Джуджаро – автор знаменитых Iso Grifo и Fiat Dino, а позднее – основатель ателье ItalDesign. В 1965-м в Bertone пришел Марчелло Гандини, создавший Alfa Romeo Montreal, Lamborghini Countach, Lancia Stratos и другие не менее знаменитые машины.
Список только серийных моделей, кузова которых спроектировали в прославленном туринском ателье, занял бы целую страницу. Среди них – VW Polo I, Citroёn ХМ и Xantia, Daewoo Espero, Skoda Favorit. В последние годы жизни маэстро еще больше укрепил финансовый фундамент компании благодаря долгосрочным контрактам с Fiat и Opel по производству кабриолетов. Была внедрена автоматизированная система проектирования, что позволило значительно ускорить создание новых кузовов. Делая более двух десятков моделей в год (не считая макетов и проектов дизайна интерьеров), ателье наделяло каждую неповторимой внешностью с чертами фирменного стиля Бертоне.
В 1994 году компания представила рекордный электромобиль ZER («Зеро Эмишн Рекорд» – нулевой выхлоп) с потрясающей аэродинамикой: Сх=0,11! Машина достигла скорости 303,977 км/ч.
Маэстро скончался 26 февраля 1997 года, оставив дочерям четыре преуспевающие компании, в том числе завод производственной мощностью 70 тысяч автомобилей в год, и прославленное имя.