| | Как много для нас значит прошлое. Вспоминаем, жалеем,
грустим, не имея возможности вернуть что-то дорогое… А ведь иногда
его можно купить – причем за вполне разумную цену. Нужно просто точно
знать, чего ты хочешь. |
В пору славных 60-х
мотороллер был совсем не тем, чем является теперь. Это была возможность,
не имея денег на машину, ехать с большим комфортом, чем на трескучем,
дребезжащем мотоцикле. Ты свободно сидел на теплой искусственной коже,
под тобой мягко урчал мотор, а ноги ты держал не на трубчатых подножках,
а на настоящем полу! С рифленым резиновым покрытием, как в автомобиле.
Рычажная подвеска старательно проглатывала ямки и колдобины покрупнее,
пыль и лужи оставались где-то под днищем, а ты уносился вперед со своим
мирком, закрытым передним обтекателем. Но в отличие от шофера легковушки,
ты мог смело заложить вираж, наклоняя свой мир относительно реального…
А еще ты ощущал запах травы, слышал шорох камешков под колесами, ловил
лицом теплый ветер и мог улыбнуться любой девушке на тротуаре! Не то что
эти закрытые в капсулах из стекла и железа обитатели «Москвичей» и «Побед».
Прошло немало лет, и можно пережить эти ощущения снова – а почему бы
и нет?! И трава, воздух, и девушки с тех пор принципиально не изменились.
Да и мы вряд ли стали другими – иначе мысль о путешествии во времени не
пришла бы нам в голову. Самое главное, что у нас есть подходящий для этого
транспорт – он, собственно, и вызвал у нас эту ностальгию.
А говорят, нельзя дважды войти в одну и ту же реку…
| Прямая
речь | | Алексей
Василенко
Владелец Когда-то у меня уже была Cezeta, ездил на ней с 1976
по 1981 год и был самым крутым парнем во всем Верхнеднепровском
районе на Днепропетровщине, потому что больше ни у кого
такой не было. Пару лет назад вдруг жутко захотелось
снова иметь такую. Как ни странно, удалось вычислить
сразу несколько – как «живых», так и недвижимых. Но
только один владелец согласился расстаться со своей
любимицей. Она была на ходу, но пришлось немало повозиться,
разыскивая и восстанавливая утраченные оригинальные
детали: глушитель, сиденье, ступицы, переточенные прежним
владельцем под колеса с покрышками от «Тулы». Теперь
не просто катаюсь для души, но и езжу по городу по делам,
оставив автомобиль дома. Самое удивительное, что окружающие
воспринимают раритет нормально – его стиль никак не
диссонирует с обстановкой на наших провинциальных улицах. |
|
|
История
производства |
Мотороллер
Cezeta выпускался чехословацкой фирмой CZ («Чезет») с 1957
года, а с 1960-го его собирали еще и в Новой Зеландии. Интересная
особенность мотороллера – отсутствие рамы, кузов был несущим.
Двигатель (первоначальная мощность 8 л. с.) был аналогичен
силовому агрегату мотоцикла CZ-175, отличалось лишь расположение
выхлопных патрубков. За годы выпуска Cezeta неоднократно модернизировалась.
Первые версии (серия 501, 1957–1960 г. в.) характеризовались
наличием запасного колеса (опция), трубчатым рулем, сигналом
и круглым спидометром, установленными на переднем щите кузова.
Малым тиражом выпускался боковой прицеп Druzeta, существовали
и грузовые трехколесные Cezeta 505.
Мотороллер поставлялся в СССР в конце 50-х – первой половине
60 гг. Как и всякая иномарка, он занимал высшую ступеньку
иерархической лестницы, опережая по престижности более легкую
150-кубовую «Вятку» и тяжелую 200-кубовую «Тулу». Однако Cezeta
была редкостью на наших дорогах. В 1981 году московская база
«Роспосылторга», снабжавшая владельцев Cezeta запчастями,
разослала всем сообщения, что завод CZ прекратил выпуск комплектующих
к мотороллеру. |
|
|
Игорь Широкун
Фото Людмилы Коваленко
Реставрацию выполнила СТО «Дарина», г. Александрия