Неизвестный Hanomag

На Франкфуртском автосалоне видел странный автомобильчик под названием Hanomag. Не могли бы вы рассказать, что это за авто?

На Франкфуртском автосалоне видел странный автомобильчик под названием Hanomag. Не могли бы вы рассказать, что это за авто?

В. А. Полесов, г. Киев

Марка Hanomag (от Hannoverische Maschinenbau AG) была основана в Ганновере еще в 1835 году. Изначально под ней выпускались паровозы. В 1905 году компания построила первый паровой грузовик. Но настоящая слава пришла в 1924 году, когда Hanomag произвел свой первый легковой автомобиль. Внешность первенца была далека от идеала – к кубику кабины приделан округлый капот и такой же округлый багажник. Одноцилиндровый моторчик жидкостного охлаждения объемом 0,5 л и мощностью 10 л. с. располагался сзади и передавал крутящий момент на заднюю ось с помощью цепной передачи. Автомобиль расходовал всего 5 л на 100 км и разгонял 370-килограммовую машинку до 64 км/ч. Ни о каком дифференциале и синхронизаторах в коробке передач не могло быть и речи. В машине не было даже аккумулятора. Поэтому единственная фара питалась от генератора, а двигатель заводился «кривым стартером» – ручкой между передними сиденьями. В народе машину окрестили Kommissbrod – «солдатский хлеб», «паек». Это прозвище вскоре стало ее неофициальным названием. Однако в обедневшей после Первой мировой войны Германии это было именно то, что нужно, – автомобиль стоил вдвое дешевле любого из конкурентов, его активно покупали и даже песенку придумали, звучащую в переводе на русский приблизительно так: «Немного жести, дым и лак – таков малютка «Ганомаг». Несмотря на малую мощность двигателя, модификации машины принимали участие в различных гонках и работали как такси. В 1928 году Hanomag заменили более комфортабельным автомобилем с 4-цилиндровым двигателем объемом 745 см куб., но вся дальнейшая продукция компании так и не достигла славы модели Kommissbrot. В начале 30-х годов Hanomag представила две малолитражные машины с двигателем рабочим объемом 1089 см куб. – Garant и Kurier. Потом появился ряд других моделей с моторами 896, 1299 и 1494 см куб. В 1934 году был начат выпуск автомобиля Sturm с 6-цилиндровым верхнеклапанным мотором 2241 см куб., а в следующем году в программу включили Rekord с 4-цилиндровым дизелем рабочим объемом 1910 см куб. Последняя продукция Hanomag отличалась традиционной простотой и достаточно совершенной аэродинамикой. С началом войны производство автомобилей было прекращено. После войны фирма пыталась наладить выпуск микроавтомобиля Partner с двухтактным 3-цилиндровым 697-кубовым двигателем, но эта попытка не увенчалась успехом. Как и многие другие, перед Второй мировой войной компания прекратила производство легковых автомобилей и перешла на выпуск военных грузовиков.

Подготовили Юрий Дацык, Сергей Иванов

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.