Говорит и показывает… борткомпьютер
Бортовой компьютер позволяет экономить не только на топливе, но и на сервисе. А самое интересное – некоторые БК, предназначенные для «эсэнговских» машин в качестве допоборудования, обладают большими возможностями, чем электроника современных иномарок. |
Часто автолюбители, приобретя самые новые иномарки премиум-класса, поначалу удивляются возможностям современной бортовой электроники, предоставляющей огромное количество информации как о ситуации снаружи автомобиля, так и о том, что творится в недрах его конструкции. В некоторых современных иномарках премиум-класса нет даже масляного щупа, и чтобы проверить уровень масла в двигателе, нужно зайти в меню бортового компьютера (БК) в раздел «Сервис». Если же возникли неполадки или сбои в работе каких-либо систем, в «Памяти неисправностей» можно ознакомиться с ними подробнее, а в разделе «Самопомощь» – получить указания о дальнейших действиях.
В моделях «АвтоВАЗа» предусмотрены места под БК. | Средний и реальный расходы топлива (л/100 км и л) на дистанции (км), остаток топлива в баке. |
Поиск ошибок в работе различных систем. | Информатор об «ошибках» в работе электроники. |
Расход топлива (л/ч), температура мотора (0С), обороты двигателя (об/мин), напряжение в бортовой сети (В). | Реальное время, прогноз пробега (км). |
Максимально достигнутая скорость (км/ч). | Пробег до замены масла. |
Реальное время, дата, будильник. | Средний расход топлива (л/100 км) и мгновенный – на стоящем авто (л/ч). |
Подобные услуги (хотя и не все) предоставляются не только владельцам премиум-моделей. Бортовой компьютер есть и в бюджетных инжекторных ВАЗах (да и «Сенсах» и Lanos), а также «Волгах», поэтому стоит оборудовать их информационным модулем, принимающим данные от ЭБУ двигателя и тормозной системы, – и вы получите много полезных опций и информации. В продаже можно найти большой ассортимент бортовых компьютеров стоимостью от 200 до 900 грн. – в зависимости от «навороченности».
В основном это российские информационные модули, которые имеют обобщенное название «бортовой компьютер» (маршрутный компьютер). Они максимально адаптированы под российские автомобили, хотя используются и для иномарок под диагностические разъемы OBD-2. Установка этих устройств, как правило, не требует никаких переделок – бортовой компьютер вставляется в специальную нишу под заводской заглушкой и подключается к штатной колодке. Дополнительно может потребоваться протянуть и установить в предложенном изготовителем месте датчик наружной температуры, даже при наличии «родного» датчика.
| |
Для «Самар» (2113, 2114, 2115), «девяток» (21093, 21099) и «десяток» (110, 111, 112) предусмотрены разные БК. Они отличаются формой лицевой панели и посадочными размерами. Кроме того, при выборе БК необходимо знать тип (модификацию, производителя) ЭБУ, установленного на автомобиле, – «Январь», Микас или Bosch.
Принцип работы БК несложен – он подсоединяется к специальному или диагностическому разъему автомобиля и, обрабатывая показания датчиков, выводит на экран необходимую информацию. Меню БК максимально простое и логичное, состоит из разделов. В некоторых моделях предусмотрен так называемый мультиэкран – когда на монитор (цветной или черно-белый) одновременно выводятся четыре наиболее важных параметра одного раздела. Очень удобен и раздел «Любимые параметры», позволяющий по усмотрению вывести на экран сразу два типа характеристик.
Возможности у БК большие. Он «знает» об автомобиле практически все: обороты мотора, напряжение в бортсети, количество топлива в баке, угол опережения зажигания (УОЗ), температуру двигателя с точностью до градуса, длительность поездки, средний и моментальный расходы топлива, среднюю и максимальную скорости и т. д. Некоторые модели медиум класса умеют управлять температурой включения вентилятора радиатора, информируют о включенных габаритных огнях, засекают время разгона до 100 км/ч и даже прохождение «квотермайла» – участка длиной 402 м, популярного среди любителей драг-рейсинга.
| |
А самые «умные» компьютеры сообщают о тех или иных неисправностях голосом и имеют несколько вариантов подсветки экрана, что позволяет «вписать» БК даже в тюнинговый автомобиль с нестандартной комбинацией приборов.
И все же главное достоинство БК – его диагностические возможности. В этом «электронный помощник» почти не уступает сканеру СТО, он способен определять практически любую неисправность в системе управления двигателем. В момент возникновения неполадки в комбинации приборов загорается штатный сигнализатор «Неисправность двигателя», а в разделе «Ошибки» появляется код ошибки или текстовое сообщение. Сопоставив код ошибки с перечнем неисправностей в таблице руководства по эксплуатации БК, можно с малой погрешностью выявить поломку. БК также позволяет «обнулить» память ЭБУ без отключения АКБ.
|