MERCEDES: Вкус Евро 5
«Большая семерка» производителей грузовиков уже готова к вступающим в действие нынешней осенью нормам Евро 4. Но некоторые из них пошли еще дальше – подготовились к грядущим нормам Евро 5, которые станут обязательными лишь с конца 2009 года. Mercedes-Benz первым начал продажи таких машин. На днях трехлучевая «европятерка» появилась в Украине. |
С осени прошлого года
европейские производители грузовиков, будто сговорившись, почти одновременно
презентовали свои дальнобойные модели грузовиков с моторами Евро 4 и Евро
5. К заветным нормам Евро 4 на разных фирмах шли по-разному: либо через
установку на двигателях системы рециркуляции выхлопных газов (как MAN
или Scania), либо с помощью селективного катализатора SCR, одна из составляющей
которого – аммиачный заменитель AdBlue, добавляемый в отработавшие газы
(подробнее см. «КА» №2’2004 и №12’2005). К достижению норм Евро 5 сегодня
только один путь – система SCR. На грузовиках Mercedes-Benz данная технология
очистки выхлопных газов получила название BlueTec 5.
Снаружи и внутри
Обновленный магистральный тягач Axor мы уже обкатывали летом прошлого
года (см. «КА» №8’2005), поэтому нам было особенно интересно посмотреть,
чем же отличается «собрат» Blue Tec 5. Уже издалека тягач привлекает внимание
ярко-голубым окрасом «металлик» – как-никак название обязывает: в переводе
с английского получается «Голубая технология 5». Красиво! Особенно на
языке-оригинале! На боковинах кабины, возле дверных ручек, имеются хромированные
таблички с соответствующей «гравюрой».
Если присмотреться повнимательнее, то за красивым боковым спойлером
прячется топливный бак, а рядом – бачок поменьше. Последний как раз и
предназначен под аммиачный заменитель AdBlue. У него своя заливная горловина,
причем меньшего диаметра, дабы по ошибке не налить туда дизельного топлива.
Немаловажно для наших условий, что обе горловины закрываются на ключ.
В прошлый раз на тест нам достался Axor с «незапираемым» баком. А теперь,
как нас заверили представители фирмы, все тягачи Mercedes-Benz для восточно-европейского
рынка будут оснащаться топливными и AdBlue-бачками с крышками, оснащенными
замком.
Очень хотелось увидеть селективный катализатор. Не тут-то было! Он,
оказывается, интегрирован прямо в глушитель. Не разбирать же его! Зато
можно осмотреть другой компонент SCR – дополнительный модуль, дозирующий
количество впрыскиваемого аммиачного реагента в выпускном коллекторе.
Последний совмещен с электронной системой управления двигателем и расположен
рядом с головкой блока. Нужно только поднять кабину – и исследуй сколько
хочешь! Кстати, кабина на нашем «голубом» Axor поднималась вручную, причем
довольно легко.
На ходу
Прежде чем отправиться в путь, мы решили заправить машину аммиачным заменителем
AdBlue. Где это сделать? Пока стационарных заправок под этот реагент в
Украине нет, хотя по всей Европе их планируется открыть до полутысячи.
На первых порах украинским покупателям «сверхчистых» грузовиков Mercedes
предлагается обращаться на авторизованные СТО фирмы – здесь все сделают.
Беспокоиться особо не о чем: расход реагента по отношению к топливу незначительный
– примерно 1:20. Поэтому, скажем, 95-литрового бачка AdBlue хватит на
пробег в 5000 км. А когда у нас появится определенное количество таких
машин, будут и стационарные заправки.
Берем в руки 10-литровую пластиковую канистру с надписью AdBlue. На
этикетке красуется ценник – 10 евро с небольшим! Неплохая игра слов: Евро
5 за евро 10. Для заливки прилагается еще и удобная лейка. Вот это забота!
Реагент, несмотря на название «аммиачный», практически не издает запаха.
А как на язык – не знаем, не пробовали…
Садимся за руль. Заводим двигатель. Машина простояла всю ночь при минусовой
температуре. Дыма – почти ноль. Открываем дверь, принюхиваемся. Интересное
ощущение: вместо привычного «вкуса» дизельных выхлопных газов ощущается
слегка кисловатый запах. Такое впечатление, что перед тобой не «дальнобойный»
тягач, а «шестисотый» Mercedes.
Запас «голубого» реагента легко контролировать по голубым же светодиодным
полоскам, окаймляющим шкалу топливомера. Чем их больше, тем больше и AdBlue,
и наоборот. Очень наглядно!
Наш Axor оборудован таким же мотором, как и в прошлый раз – рядным 6-цилиндровым
турбодизелем в 401 л. с. На ходу он оказался довольно резвым, хотя и несколько
шумноватым: как только стрелка тахометра заходила за зеленую зону, начинал
нарастать свист турбонаддува. Выход один – всегда ехать в экономичной
зоне. Знакомой оказалась и коробка передач – механическая, 9-ступенчатая
(восемь передач основных и одна – т. н. ползучая). Для облегчения работы
H-образная схема переключения разделена на две зоны. На «нейтралке» рычаг
нужно перевести сначала влево, до щелчка – это нижний ряд (1 – 4 передачи)
или вправо – верхний ряд (5 – 8 передачи). Мы это действительно оценили,
двигаясь в час пик по столичным улицам!
Помогают в городской сутолоке хорошие наружные зеркала и мягкие, короткоходные
педали. А вот 2-ступенчатый моторный тормоз, управление которым вынесено
на правый подрулевой рычажок, оказался слабоватым. Лучше подтормаживать
коробкой. Жалко, что нет и многофункционального рулевого колеса, такого
как на модели Actros. Да уж, на то он и флагман марки, чтобы отличаться.
В целом «сверхчистый» Axor нам понравился. Приятно управлять автопоездом,
который соответствует экологическим нормам 2009 года. Чувствуешь себя
не загрязнителем, а, наоборот, очистителем окружающей среды.
|
|
Mercedes-Benz Axor 1840LS Blue Tec 5 |
|