Ареалы автонаселения
Как распределяются по Украине купленные новые машины.
Где «оседают» купленные в украинских автосалонах новые автомобили?
Зарегистрированные в 2005 году 265 тысяч новых легковушек неравномерно распределились по стране. Традиционно больше всего новых машин «поглотила» столица – 18,4% общего количества регистраций, или 48,8 тысячи авто. Большие объемы продаж в Киеве объясняются тем, что здесь размещены центральные органы власти, национальные и международные компании. Много новых автомобилей покупают не только такие предприятия, но и их работники, уровень доходов которых выше, чем в остальных регионах страны. На втором месте – Донецкая область (10,9%), за ней следует Днепропетровская (8,7%). Эти регионы густо населены (столько же людей живет в двух-трех небольших областях Украины). Рост рынка новых легковушек здесь примерно соответствовал общеукраинскому – 25%. Остальные 23 области «забирают» по 1 – 5,4% общих продаж новых легковых авто в стране.
Рынок вырос не везде
Динамика регистраций по областям выглядит несколько иначе. В 2005 году значительно больше, чем в предыдущем, купили машин на Виннитчине, Львовщине, Хмельнитчине и Черниговщине (свыше 40% роста). Такой всплеск интереса к новым автомобилям у жителей этих областей объясняется исчезновением с рынка «свежеввезенных» подержанных машин из Европы. Несмотря на общий рост авторынка в стране, в некоторых регионах было куплено меньше машин, чем год назад. Речь идет о Закарпатье и Волыни. Объяснений тому может быть несколько. Во-первых, год-два назад там были зафиксированы рекордные для страны увеличения продаж. Таким образом, произошедших ранее «скачков» спроса для этих областей хватило на несколько лет вперед, поэтому покупательская активность жителей осталась примерно на прежнем уровне. Впрочем, существуют и другие причины падения продаж новых машин на Волыни и в Закарпатье. Раньше через эти регионы проходило (и регистрировалось) большое количество автомобилей, ввезенных без уплаты налогов, причем как новых, так и подержанных. В 2005 году, когда правительство начало борьбу с контрабандой, этот «ручеек» иссяк. Таким образом, нынешние объемы рынка в этих областях соответствуют реальным показателям покупок новых машин местным населением.
20 машин на дом
Чтобы проверить это предположение, мы просчитали специальный коэффициент – количество покупок автомобилей на 1000 человек, проживающих в этой местности. Он продемонстрировал активность людей при покупках новых машин, а также уровень доходов населения (чем больше удельный вес покупок, тем выше обеспеченность жителей данного региона). Проанализировав этот показатель, мы пришли к выводу, что киевляне наиболее активно покупают новые легковушки – в 2005 году из каждой тысячи жителей столицы 18 человек купили новые автомобили. То есть под окнами каждого современного многоквартирного дома появилось почти два десятка новых машин! Это еще раз демонстрирует высокий уровень доходов столичных жителей, особенно с учетом того факта, что киевляне чаще покупают иномарки, а не автомобили производства СНГ.
Выше, чем в целом по стране, уровень жизни жителей Киевской, Донецкой и Днепропетровской областей, приграничного Закарпатья, ведь там из 1000 человек раз в год пять-семь людей покупают новую машину. Меньше всего удельный вес покупок новых авто на 1000 жителей на Волыни и Ровенщине (не более трех), в других областях на западе страны этот показатель тоже довольно низкий. Впрочем, это может объясняться не совсем достоверной статистикой количества населения в данном регионе – Госкомстат не учитывает людей, которые работают за пределами страны (то есть фактически не живут дома), а таких в Западной Украине довольно много.
Таким образом, по активности покупок новых автомобилей в различных регионах можно судить об основных тенденциях авторынка, влиянии работы власти и даже об уровне доходов населения. Обобщив эти данные, автодилеры могут планировать развитие продаж в каждой области нашей страны. Например, низкие показатели количества купленных автомобилей на 1000 человек могут свидетельствовать как о недостаточном потенциале данного региона (у населения невысокий уровень доходов), так и о необходимости увеличения усилий автодилерами – чтобы заинтересовать население в покупке новых автомобилей.