Энергия движения
26 декабря небольшой зал информагентства «УНИАН» в Киеве заполнили до отказа представители СМИ. Здесь корпорация «Эталон» – один из ведущих производителей автобусов в Украине – подводила итоги года и делилась планами на будущее. |
В корпорации «Эталон»
выпускают автобусы два предприятия: ЗАО «Бориспольский автозавод» и ЗАО
«Черниговский автозавод». Первое образовано в апреле 2002 года, второе
– в августе 2003-го. Как видим, оба они молоды. И, наверное, потому весьма
энергичны.
Темпы развития заводов впечатляют. Если в начале 2005 года БАЗ выпускал
35 автобусов в месяц, то в конце – до сотни. Что касается черниговского
предприятия, то из его ворот в начале прошлого года выезжало 25 автобусов
ежемесячно, а в конце – уже 90.
Корпорация «Эталон» пока поставляет свою продукцию только на рынок Украины.
Емкость его, по некоторым расчетам, составляет до 10 тыс. автобусов в
год. Так что поле для деятельности имеется. Однако в корпорации понимают,
что дальнейшее развитие без экспорта невозможно. И готовят «интервенцию»
– для начала в Россию и Молдову.
Не секрет, что сегодня на автобусном рынке Украины, особенно в малых
классах, идет острая конкурентная борьба. Что же нужно для достижения
успеха?
Прежде всего – высокое качество продукции. И нужно сказать, что автобусы
«Эталон» имеют надежное шасси известной индийской корпорации TATA, а также
оборудованы лицензионными двигателем и трансмиссией от Mercedes-Benz.
С июля этого года машины будут соответствовать экологическим нормам Евро
2. Автобусы прошли до полусотни различных испытаний, в том числе полигонные
и дорожные, и сертифицированы в Украине.
Однако сертификаты сертификатами, а последнее слово в оценке качества
принадлежит потребителю. Так вот, за продукцией Бориспольского автозавода
образовалась немалая очередь: в декабре предприятие уже продавало автобусы,
которые будут выпущены только в мае 2006 года. И покупатели согласны ждать.
Второй фактор успеха – качественный сервис. Сегодня «Эталон» насчитывает
три десятка пунктов обслуживания – сеть, которая охватывает всю Украину.
И, что важно, с запчастями проблем не бывает.
И наконец, третий «кит», на котором держится популярность продукции
«Эталона», – это доступные цены. «Дельфин» черниговского завода стоит
около $18 тыс., а бориспольские «Эталоны» – $32 – 38 тыс., в зависимости
от модификации.
Сегодня на «Бориспольском автозаводе» развернуто большое строительство.
К 7 тыс. м кв. производственных площадей прибавится еще 4 тыс. м кв. Это
позволит увеличить выпуск почти вдвое: до 160-170 автобусов в месяц. В
Чернигове в конце ноября встал в строй большой малярный комплекс. В результате
увеличится производительность и улучшится качество окраски. Кстати, здесь
можно будет окрашивать автобусы любых классов.
Корпорация «Эталон» работает над созданием новых моделей и модификаций
автобусов. Типаж расширится за счет увеличения длины и пассажировместимости
машин, применения новых силовых агрегатов и т. п. Так, в прошлом году
на ЧАЗе, выпускавшем только одну модель – «Дельфин», был разработан и
прошел дорожные испытания его трехосный и более вместительный собрат –
«Дельфин maxi».
В нынешнем году планируется выпускать автобусы на китайском шасси FAW.
Первый их них, 7-метровый одноклассник «Эталона», будет представлен уже
весной. А второй, 10-метровый, дебютирует в мае, на Международном автосалоне
SIA. Кроме того, ведутся переговоры с турецкими и чешскими производителями
о выпуске по лицензиям 9-метрового «туриста» и городского «низкопольника».
В 2006 году на автозаводе в Борисполе намечено выпустить 1500 автобусов,
а в Чернигове – 1200 машин.