Безопасный обгон

0

Что нужно знать, чтобы этот маневр не стал причиной ДТП.

Один из самых сложных и небезопасных маневров на дороге, при выполнении которого иногда ошибаются даже опытные водители, – это обгон. Как избежать повторения чужих ошибок и не совершить своих?

Для безопасного обгона нужно видеть дорогу на расстоянии, необходимом для совершения маневра. Чтобы научиться правильно определять его на дороге, надо постоянно тренировать глазомер. Этим, кстати, неплохо заняться в дальних поездках. Выберите ориентир на обочине (знак, километровый столб и т. п.), постарайтесь зрительно запомнить расстояние до него. Затем посмотрите на счетчик суточного пробега, а поравнявшись с предметом, сверьте показания счетчика со своим определением расстояния. Еще один вариант: на скорости 90 км/ч (25 м/с) выберите объект и считайте, за сколько секунд вы до него доехали. Количество секунд, умноженное на 25, – это и есть расстояние.

Запас мощности двигателя должен позволять быстро набрать скорость, чтобы время пребывания на встречной полосе сократилось до минимума. Оценить способность автомобиля к динамичному разгону можно по времени разгона от 80 до 120 км/ч. Оно указывается в технических характеристиках некоторых моделей. Например, BMW 525 на разгон от 0 до 100 км/ч тратит 7,5 с, а от 80 до 120 км/ч на 4-й передаче – 7,9 с. Если данных нет, проведите замеры самостоятельно на 4-й и 5-й передачах, чтобы почувствовать возможности именно своего автомобиля.

Почему это нужно знать? Некоторые машины очень охотно разгоняются от нуля до какой-то определенной скорости, а затем динамика сильно падает, поэтому при обгоне на загородной трассе легко попасть в опасную ситуацию.Разгоняться до нужной скорости лучше на своей полосе, чтобы на встречной оставаться как можно меньше времени. Перед обгоняемой машиной должен быть свободный участок дороги, чтобы можно было вернуться на свою полосу.

Лучшие участки для обгона – это длинные прямые и плавные левые повороты. На них дорога просматривается на большое расстояние. На многих трассах на подъемах с помощью разметки созданы дополнительные полосы, позволяющие заменить обгон гораздо более безопасным опережением. Если на дороге чередуются спуски и подъемы, лучшее место для обгона – в начале спуска, так как путь просматривается до окончания подъема.

Опасные ошибки

Никогда не «выныривайте» из-под заднего бампера грузовика. Ваше появление не должно быть для обгоняемого неожиданностью.
Не возвращайтесь на свою полосу прямо перед капотом обгоняемого. «Подрезание» может закончиться серьезной аварией.
Никогда не «выныривайте» из-под заднего бампера грузовика. Ваше появление не должно быть для обгоняемого неожиданностью. Это опасно и для вас, так как ситуация впереди могла измениться.
Не возвращайтесь на свою полосу прямо перед капотом обгоняемого. «Подрезание» может закончиться серьезной аварией.
Не стремитесь любой ценой завершить обгон, если обгоняемый начинает ускоряться или смещается влево.
Никогда не уходите от удара на левую обочину.
Не стремитесь любой ценой завершить обгон, если обгоняемый начинает ускоряться или смещается влево. Это часто заканчивается серьезными авариями.
Никогда не уходите от удара на левую обочину. В последний момент встречная машина уходит правее, и тогда лобового столкновения избежать не удается. Допустимы только торможение и уход вправо. Даже если вы и столкнетесь с обгоняемым автомобилем – это будет удар по касательной, что безопаснее лобового столкновения.
Не пытайтесь объезжать машину, водитель которой уже начал обгонять.
Не обгоняйте следом за другим автомобилем.
Не пытайтесь объезжать машину, водитель которой уже начал обгонять. «Двойной» обгон опасен вдвойне!
Не обгоняйте следом за другим автомобилем. Это очень опасно, так как вы не владеете ситуацией впереди и после резкого маневра лидера вправо можете оказаться прямо перед встречной машиной.

Этапы обгона

Убедитесь, что обгон не создаст опасности для участников дорожного движения.
Сместитесь немного влево в пределах своей полосы, чтобы увидеть дорогу за обгоняемым.
Убедитесь, что обгон не создаст опасности для участников дорожного движения.
Сместитесь немного влево в пределах своей полосы, чтобы увидеть дорогу за обгоняемым.
Посмотрите в зеркало заднего вида, включите левый указатель «поворота».
Приняв решение, ускоряйтесь с максимальной эффективностью, перейдя на одну, а иногда и две передачи вниз.
Посмотрите в зеркало заднего вида, включите левый указатель «поворота».
Приняв решение, ускоряйтесь с максимальной эффективностью, перейдя на одну, а иногда и две передачи вниз.
Перед завершением обгона включите правый «поворот» и уходите на свою полосу, когда обгоняемый появится в салонном зеркале заднего вида.
Перед завершением обгона включите правый «поворот» и уходите на свою полосу, когда обгоняемый появится в салонном зеркале заднего вида.

 Мнение   

Геннадий Гребнев. Начальник отдела профилактической работы ДГАИ МВД Украины, подполковник милицииГеннадий Гребнев
Начальник отдела профилактической работы ДГАИ МВД Украины, подполковник милиции

Обгон является одним из наиболее опасных маневров на дороге. Во время его выполнения автомобиль выезжает на полосу встречного движения, и в случае столкновения скорости машин суммируются. Поэтому такие ДТП, как правило, имеют самые тяжкие последствия. За восемь месяцев этого года в Украине произошло 38445 дорожных происшествий, в которых погибли 5596 и травмированы 48308 человек. Из общего числа по причине нарушения правил обгона совершено 2398 ДТП (+5,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), а в 797 (+7,3%) случаях есть потерпевшие. В этих ДТП погибли 157 (+4%) и травмированы 1228 (+7,2%) человек. Поэтому если у вас появятся даже малейшие сомнения в безопасности маневра, лучше от него отказаться.

Что говорят правила

1.10. Обгон – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения.

14.6. Запрещен обгон:
а) на перекрестке;
б) на железнодорожных переездах и ближе, чем за 100 м перед ними;
в) ближе, чем за 50 м перед пешеходным переходом в населенном пункте и 100 м – вне населенного пункта;
г) в конце подъема, на мостах, эстакадах, путепроводах, крутых поворотах и других участках дорог с ограниченной обзорностью или в условиях недостаточной видимости;транспортного средства, осуществляющего обгон или объезд;
д) в тоннелях;
е) на дорогах, имеющих две и более полос для движения в одном направлении;
є) колонны машин, позади которой движется транспортное средство с включенным проблесковым маячком (кроме оранжевого).

Александр Ландарь
Иллюстрации Евгения Кременного

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.