После долгой зимы Чемпионат мира Формула-1 стартовал в жарком Бахрейне. Немилосердно палящее солнце, тучи песка на трассе и вокруг нее, непривычно низкая влажность – преодолеть все это могут только лучшие из лучших, гонщики с холодной головой и стальными нервами.
| | После долгой зимы Чемпионат мира Формула-1 стартовал в жарком Бахрейне. Немилосердно палящее солнце, тучи песка на трассе и вокруг нее, непривычно низкая влажность – преодолеть все это могут только лучшие из лучших, гонщики с холодной головой и стальными нервами. |
Вне всяких сомнений, именно точный расчет и крепкие нервы помогли действующему чемпиону мира Фернандо Алонсо выиграть этот Гран-при. В квалификации он оказался лишь четвертым, тогда как первый ряд стартового поля, как в былые времена, оккупировали Ferrari Михаэля Шумахера и его нового напарника Фелипе Массы. Квалификационный темп «красных» мог смутить любого – но не Алонсо. Уже на старте он молнией пронесся мимо привычно зазевавшегося Баттона, затем атаковал Массу и к концу первого круга был уже вторым. Михаэль уходил в отрыв, но Фернандо не пугало и это – в его рукаве был спрятан козырный туз стратегии. Заехав на первый пит-стоп позже соперника, он повис у него на хвосте, дождался, пока Шумми уйдет в боксы на вторую дозаправку, и выдал пару сверхбыстрых кругов. В результате свой второй пит-стоп Алонсо провел, имея в запасе определенный гандикап; и этот гандикап позволил испанцу выехать из боксов впереди немца. Пусть на каких-то полкорпуса, но впереди!
Естественно, Михаэль пытался вернуть лидерство и в какой-то момент вышел даже на дистанцию атаки, но… Фернандо здорово оборонялся и блестяще выиграл гонку, побив Ferrari ее же оружием – точнейшим расчетом времени дозаправок и количества заливаемого топлива.
Финское чудо
Но еще ярче в Бахрейне сияла звезда вице-чемпиона-2005 Кими Райкконена. Сломавшаяся в самом начале квалификации правая задняя подвеска отбросила финна на последнюю, 22-ю стартовую позицию. Выход был один – залить баки «под завязку» и попробовать пройти дистанцию с одним пит-стопом. Что ж, еще в прошлом сезоне Кими приучил нас к подобным трюкам – на сей раз в течение первых пяти кругов он отыграл целых 11 (!) позиций. Поднимаясь по ходу гонки все выше и выше, Райкконен в первый и последний раз посетил боксы на 30-м круге, после чего оказался шестым. Не сбавляя темп, до звона выкручивая «мерседесовскую» «восьмерку», он с ледяным спокойствием наматывал круг за кругом; и когда шедшие перед ним Баттон, Монтойя и Уэббер отправились на свои вторые пит-стопы, Кими стал третьим. Попытки Баттона вернуть ускользающий подиум были отбиты Райкконеном все с тем же кажущимся равнодушием – так мы стали свидетелями очередного финского чуда.
А теперь внимание – вопрос: если McLaren способен демонстрировать такую скорость с полными баками, то что будет, когда Кими квалифицируется в первых рядах? И что же это за супермашину оставил «серебристым» на прощание перешедший в Red Bull Эдриан Ньюи? А может, настоящий уровень McLaren – это пятое место Хуана-Пабло Монтойи, а все остальное Кими делает за счет своей гениальности?
Ветер с севера?
Впрочем, восхваляя подвиги Райкконена, нельзя не спеть оду другому скандинаву – Нико Росбергу. Как и Кими, он потерпел неудачу в квалификации – разворот и всего лишь 12-е место на старте. Более того, и старт-то у Нико не задался – в первом же повороте он задел своего тезку Хайдфельда и повредил передний спойлер. Но тут Росберг показал себя не по годам спокойным и рассудительным, однако чертовски быстрым гонщиком. Не станем акцентировать внимание на его блестящем прорыве со дна пелотона на девятую позицию – это в некоторой мере объясняется стратегией дозаправок. Не будем расписывать то, как Нико на последних кругах гонки обошел Култхарда и Клиена, буквально зубами вырвав седьмое место и два зачетных очка. Подчеркнем вот что – именно на счету Росберга-младшего лучший круг этой гонки! Не Кими, не Михаэль, не Фернандо – 20-летний дебютант королевских гонок был в это воскресенье быстрейшим пилотом на Земле! Конечно, это может быть счастливым совпадением, но нам все же кажется, что именно комбинация Williams – Cosworth – Bridgestone – Росберг станет источником главных сенсаций начавшегося сезона.
Читая регламент |
Мы начинаем к этому привыкать: новый сезон – новый формат квалификации. Теперь субботняя часовая сессия разделена на три части. В течение первых 15 минут все гонщики должны выехать на трассу и пройти как минимум один зачетный круг. По результатам этих заездов шестеро худших гонщиков отсеиваются и занимают последние места на стартовой решетке. Следующие 15 минут по такому же принципу «вычеркивают» еще шестерых – они займут на старте места с 11-го по 16-е. Каждый из 12 «вылетевших» пилотов может перед гонкой залить в баки сколько угодно топлива. Последний же отрезок квалификации – так называемый «суперпоул» – длится 20 минут, в течение которых оставшаяся десятка быстрейших разыгрывает между собой первые пять рядов стартового поля. Количество зачетных кругов в каждой сессии неограничено; более того, пилоты в любой момент могут менять покрышки. Однако на быстрейших распространяется любопытное правило – по окончании сессии в их баки доливается столько топлива, сколько его было потрачено за последнюю двадцатиминутку. Иными словами, тот, кто стремится попасть в «суперпоул», должен заранее выработать стратегию дозаправок. В целом, первый Гран-при показал, что новый формат квалификации довольно интересен. Во-первых, на трассе постоянно находятся почти все машины; во-вторых, «топливное» правило дает новые возможности для тактических игр. Впрочем, подробнее об этом мы поговорим в следующих обзорах. |
|
|
Новичок: Super Aguri |
Весьма оригинальное воплощение национальной японской идеи. Лишь в последний момент основатель команды, экс-пилот Ф-1 Агури Сузуки получил добро от FIA на участие в чемпионате-2006. Лишь в последний момент он купил старые (2002 года) шасси Arrows, получил поддержку Honda (гоночные моторы плюс 48-миллионный заявочный взнос) и чудом подписал двух японских гонщиков – всеобщего «любимца» Такуму Сато и 31-летнего «дебютанта» Юдзи Иде. И, проигрывая по шесть – восемь секунд с круга, машины Aguri все же приняли участие в первом Гран-при сезона, за что им огромное болельщицкое спасибо! Ведь именно благодаря Aguri впервые с 2002 года в Чемпионате Формулы-1 стартуют 11 команд и 22 пилота… |
|
|
Статистика |
Гран-при Бахрейна, Сахир, 12-13 марта 2006 года Проводится с 2004 года Дистанция 308,238 км (57 кругов по 5412 м) Победитель гонки: Ф. Алонсо (1:29.46,205 с, средняя скорость 206,018 км/ч) Поул-позишн: М. Шумахер (1.31,431 с) Быстрейший круг в гонке: Н. Росберг (1.32,408 с) Рекорд круга в гонке: М. Шумахер (1.30,252 с, 2004 год) |
|
|
История учит |
В семнадцатый раз за всю историю Формулы-1 действующий чемпион выиграл первый Гран-при следующего сезона. При этом более чем в половине случаев победитель первой гонки сезона вновь становился чемпионом мира. Это удавалось Альберто Аскари (1953), Хуану-Мануэлю Фанхио (1955, 1956 и 1957), Айртону Сенне (1991) и Михаэлю Шумахеру (1995, 2001, 2002 и 2004). |
|
|
| Круглые цифры Гран-при |
200000-й километр | для Кими Райкконена | 1000-й круг | для Кристиана Клиена | 600-й старт | для машин McLaren | 250-й подиум | для шин Bridgestone | 200-й старт | для моторов BMW | 200-й старт | для шин Michelin | 150-й старт | для Ярно Трулли |
|
| Итоговые результаты Гран-при Бахрейна |
Поз. | Место на старте | Пилот | Машина | Круги | Время (ч:мин.с)/причина схода | 1 | 4 | Фернандо Алонсо | Renault R26 | 57 | 1:29.46,205 | 2 | 1 | Михаэль Шумахер | Ferrari 248 F1 | 57 | + 1,246 | 3 | 22 | Кими Райкконен | McLaren MP4-21 | 57 | + 19,360 | 4 | 3 | Дженсон Баттон | Honda RA106 | 57 | + 19,992 | 5 | 5 | Хуан-Пабло Монтойя | McLaren MP4-21 | 57 | + 37,048 | 6 | 7 | Марк Уэббер | Williams FW28 | 57 | + 41,932 | 7 | 12 | Нико Росберг | Williams FW28 | 57 | + 63,043 | 8 | 8 | Кристиан Клиен | Red Bull RB2 | 57 | + 66,771 | 9 | 2 | Фелипе Масса | Ferrari 248 F1 | 57 | + 69,907 | 10 | 13 | Дэвид Култхард | Red Bull RB2 | 57 | + 75,541 | 11 | 15 | Витантонио Лиуцци | Toro Rosso STR-01 | 57 | + 85,997 | 12 | 10 | Ник Хайдфельд | BMW Sauber F1.06 | 56 | + 1 круг | 13 | 16 | Скотт Спид | Toro Rosso STR-01 | 56 | + 1 круг | 14 | 17 | Ральф Шумахер | Toyota TF106 | 56 | + 1 круг | 15 | 6 | Рубенс Баррикелло | Honda RA106 | 56 | + 1 круг | 16 | 14 | Ярно Трулли | Toyota TF106 | 56 | + 1 круг | 17 | 19 | Тиаго Монтейро | Midland M16 | 55 | + 2 круга | 18 | 20 | Такума Сато | Super Aguri SA05 | 53 | + 4 круга | 19 | 21 | Юдзи Иде | Super Aguri SA05 | 35 | Сход | 20 | 11 | Жак Вильнев | BMW Sauber F1.06 | 29 | Двигатель | 21 | 9 | Джанкарло Физикелла | Renault R26 | 21 | Гидравлика | 22 | 18 | Кристиан Альберс | Midland M16 | 0 | Трансмисссия |
|
| Кубок конструкторов |
| Команда | Бахрейн | Всего | 1 | Renault | 10 | Позиция не изменилась | 10 | 2 | McLaren/Mercedes | 10 | Позиция не изменилась | 10 | 3 | Ferrari | 8 | Позиция не изменилась | 8 | 4 | Honda | 5 | Позиция не изменилась | 5 | 5 | Williams/Cosworth | 5 | Позиция не изменилась | 5 | 6 | Red Bull/Ferrari | 1 | Позиция не изменилась | 1 | 7 | Toro Rosso/Cosworth | 0 | Позиция не изменилась | 0 | 8 | BMW Sauber/BMW | 0 | Позиция не изменилась | 0 | 9 | Toyota | 0 | Позиция не изменилась | 0 | 10 | Midland/Toyota | 0 | Позиция не изменилась | 0 | 11 | Super Aguri/Honda | 0 | Позиция не изменилась | 0 |
|
| Чемпионат пилотов |
| Пилот | Бахрейн | Всего | 1 | Фернандо Алонсо | 10 | Позиция не изменилась | 10 | 2 | Михаэль Шумахер | 8 | Позиция не изменилась | 8 | 3 | Кими Райкконен | 6 | Позиция не изменилась | 6 | 4 | Дженсон Баттон | 5 | Позиция не изменилась | 5 | 5 | Хуан-Пабло Монтойя | 4 | Позиция не изменилась | 4 | 6 | Марк Уэббер | 3 | Позиция не изменилась | 3 | 7 | Нико Росберг | 2 | Позиция не изменилась | 2 | 8 | Кристиан Клиен | 1 | Позиция не изменилась | 1 | 9 | Фелипе Масса | 0 | Позиция не изменилась | 0 | 10 | Дэвид Култхард | 0 | Позиция не изменилась | 0 |
|
Владимир Некрасов
Фото AFP и EPA/UPG