Страшная сила
Стартовавший в минувшие выходные Чемпионат Украины по ралли наглядно подтвердил – технический раллийный парк в нашей стране стремительно развивается. Растет и зрительский интерес к происходящему, а вот уровень организации соревнований остается весьма слабым. И временами от этого становится страшно… |
По окончании двух первых воскресных спецучастков лидеры гонки, экипаж Prime Rally Team Александр Салюк/Адриан Афтаназив, жаловались на то, что им опять, как год назад на Ивано-Франковщине, пришлось уворачиваться от едущего прямо по трассе автобуса. Это показалось обидной случайностью. Экипажи Сторчак/Николаев и Ярило/Дмитренко в парке сервиса рассказывали о том, как они едва-едва разминулись с машинами зрителей. Это выглядело неприятным, но все-таки совпадением. Но когда один из фаворитов гонки, интернациональный российско-украинский экипаж Желудов/Коломейцева, сразу после финиша восьмого спецучастка врезался в судейский автомобиль, стало понятно – все это, к сожалению, закономерность.
Юрий Протасов и его прибалтийские партнеры по команде абсолютно довольны – они оккупировали почти весь подиум.
Все бы ничего…
И это очень обидно, ведь гонка, если на время забыть о во-просе безопасности, была просто загляденье. Во-первых, на старте собралось ни много ни мало – 43 спортивных автомобиля! Если не учитывать ралли «Ялта», которое благодаря своему высокому международному статусу видело и семь десятков участников, то данный результат – второй в нашей 15- летней истории (первый имел место на ралли «Столица» 2004 года, когда на старт вышел 51 экипаж). Приятно? Безусловно.
Тот самый удар о бровку, положивший начало полосе неприятностей Александра Желудова. | Аккуратность – залог успеха, что доказал победитель класса У2 Сергей Чекан. |
Во-вторых, дождь, планомерно «убивавший» трассу в течение сорока дней, не выдержал и перед самой гонкой сдался. С одной стороны, свое черное дело он уже сделал – во многих местах дорога была размыта, лужи мешали спортсменам правильно тормозить и разгоняться, а болельщикам – наслаждаться гонкой, оставаясь сухими. С другой – если бы не титанические усилия организаторов гонки, трасса могла бы превратиться в настоящее болото, по которому не проехал бы даже чемпион ралли-рейдов Богдан Сухецкий на своем «Ленд Крузере». Иными словами, трасса была не идеальной, но вполне приемлемой – к тому же, как всегда, одинаковой для всех.
В гонке принимали участие шесть (!) автомобилей безопасности; из них четыре – полноприводные. Но и это не помогло… | На шейкдауне ограничительных ленточек не было – впрочем, и людей было мало. На гонку пришло на порядок больше зрителей, но ленточки на трамплине так и не натянули. |
С лидерами не спорят
И с первого же воскресного спецучастка стало ясно, кто лучше и быстрее других умеет приспособиться к данным условиям. Александр Салюк пролетел по третьему допу на десять секунд быстрее ближайшего соперника, Юрия Протасова – не говоря уже о других, не менее серьезных конкурентах. В этот момент тем, кто наблюдал за гонкой, стало понятно – все относительно слабые результаты действующего чемпиона на шейкдауне и на двух коротких городских спецучастках в субботу были не более чем маскировкой, нежеланием показывать свою истинную силу. И пусть Салюк больше не выиграл ни одного допа; подобная расчетливость совсем не говорит о том, что Александр стал «медленнее» – скорее, взрослее.
«Крыша» Владимира Стрельникова не нанесла повреждений экипажу. Но эвакуировать разбитую машину спортсменам пришлось самим. | По прибытии на сервис экипаж Юрий Ярило – Александр Дмитренко сообщил о зрителях, стоящих слишком близко к трассе. Но они до конца этапа мешали гонщикам. |
Кто, кроме Протасова, мог составить Салюку реальную конкуренцию? Пожалуй, только гость из Латвии, вице-чемпион этой страны Андис Нейкшанс, который расценивал эту гонку как тренировку в боевом режиме, а потому ехал свободно, раскрепощенно и, как следствие, очень грамотно и быстро. Остальные же конкуренты – Александр Желудов, Владимир Петренко, Валерий Горбань, Юрий Шаповалов – с завидной регулярностью сталкивались с разного рода техническими проблемами, вследствие чего могли бороться лишь друг с другом за места, начиная с четвертого и ниже.
Похожая ситуация сложилась и в двух младших классах – А3 и У2. В первом их них никто и близко не мог подойти к результатам одесситов Сторчак/Николаев, которые выиграли все спецучастки, за исключением одного. Во втором быстрейшими были их земляки Трубин/Стукаленко; но проблемы на СУ3 отбросили их назад, лишив всех шансов на победу, которая досталась киевлянам Чекану/Белоусу.
Когда на шейкдауне перевернулся Алексей Тамразов, канал не был остановлен, и предупредить шедшего следом Александра Фельдмана сумели только зрители, размахивавшие красным зонтиком. | Игорь Сторчак был, безусловно, быстрейшим в классе А3. |
Чего мы ждем?
Но как бы ни хотелось нам побольше внимания уделить спортивной борьбе, ситуация, сложившаяся на ралли «Стара Фортеця», вынуждает вернуться к довольно избитой, но не ставшей от этого менее важной теме – безопасности. Не будем вдаваться в подробности и разбирать по косточкам каждый эпизод – наиболее яркие из них мы вспомнили в самом начале статьи. Отметим лишь то, что в каждом конкретном случае к работе официальных лиц гонки есть претензии – где за бездействие, где за халатность, а где за банальную непредусмотрительность. Высказывать претензии мы не вправе – для этого в автомобильной федерации существует специально созданный комитет по вопросам безопасности. Мы же можем констатировать лишь тот факт, что уровень проведения автомобильных соревнований в нашей стране заметно отстает от развития технического парка спортивных автомобилей и от роста зрительского интереса. И если срочно не принять меры по обеспечению безопасности этих соревнований, трагедий нам не избежать. Просто потому, что автомобильный спорт – это страшная сила…
| |
Результаты ралли «Стара Фортеця» (зачетная восьмерка) |
|