Сергей Матусяк

    Главный редактор журнала «Автоцентр»

    Езда по кругу: кто кому уступает?

    Несмотря на то, что Верховна Рада приняла новый порядок движения по круговому перекрестку, пока что надо пользоваться старыми нормами ПДД.

    10

    4 апреля 2017 года Верховная Рада Украины в целом приняла законопроект номер 4246 «О внесении изменений в закон Украины «О дорожном движении» (касательно приоритетности транспортных средств, которые двигаются по кругу)». В нем депутаты внесли изменения в Закон, согласно которым «Преимущество в движении на перекрестках, где организовано круговое движение, предоставляется транспортным средствам, которые уже движутся по кругу». Все СМИ рассказали о факте принятия такой нормы, и многие водители начали ее исполнять. Но не стоит спешить! Данная норма закона еще не действует.

    Согласно украинскому законодательству, чтобы Закон, принятый парламентом, вступил в действие, ему нужно пройти определенный процесс. Сначала документ подписывается Председателем Верховной Рады, потом подается на подпись Президенту. Тот может закон подписать либо отклонить – наложить вето либо вернуть на доработку. И если Президент подписывает закон, вступает он в силу только публикации в официальной прессе. А ведь в случае с Законом о круговом движении ничего этого не произошло!

    Согласно официальным данным парламента, указанный документ подписан спикером Верховной Рады 10 апреля, а 11-го – подан в Администрацию президента. С этой даты должны пройти максимум 15 дней, чтобы Президент определился, стоит проекту давать статус Закона, или нет. Понятно, что для принятия этого решения для главы государства юристы Администрации готовят рекомендации.

    Что касается указанного Закона, то в целесообразности его подписания у независимых юристов есть некоторые сомнения. Они считают, что Верховна Рада превысила свои полномочия. Согласно тому же Закону Украины «О дорожном движении», Правила дорожного движения разрабатывает и изменяет Кабинет Министров своим постановлением. Это его компетенция. Конечно, парламент имеет высшую юридическую силу. Но чтобы его решение вступило в силу, Кабмину надо подкорректировать ПДД. И делается это, обычно, в течение месяца после вступления Закона в силу.

    Таким образом, если предположить, что Президент подпишет Закон об изменении правил проезда кругового движения в срок (то есть до 26 апреля), а через несколько дней «Голос Украины» его опубликует, то новый порядок начнет действовать не ранее, чем с конца апреля-начала мая. Еще через месяц Кабмин внесет изменения в действующие Правила дорожного движения. Но поскольку Закон Украины имеет высшую юридическую силу над постановлением Кабмина, то ездить по новым правилам придется на следующий день после публикации Закона. Впрочем, есть вероятность и наложения вето. В этом случае данный вопрос откладывается на неопределенное время.

    Исходя из всех этих юридических перипетий, остается вопрос: кто кому сегодня уступает дорогу при проезде кругового движения? Пока что все остается по-старому.

    Если на таком перекрестке установлены знаки приоритета, то надо руководствоваться знаками. Если светофор – то сигналами светофора. Стоит регулировщик – подчиняйтесь ему.

    Если же знаков нет, то до официальной публикации Закона действует правило правой руки. Уступает дорогу тот, у кого помеха справа (на нашем рисунке – зеленая машина).

    krugovoe dvijenie

    Другими словами, если автомобиль движется по круговому движению без знаков приоритета или светофора, то он уступает дорогу тем транспортным средствам, которые оказываются у него по правую руку. А тот, кто въезжает на перекресток без помехи справа, имеет приоритет движения. На нашем рисунке первым проезжает красный автомобиль.

    И только после публикации Закона (о чем «Автоцентр» обязательно сообщит), начнет действовать другая схема проезда кругового движения. Тогда красный автомобиль будет уступать зеленому.

    Впрочем, я лично в таких ситуациях всегда притормаживаю – вдруг коллега по транспортному потоку уверен в своей правоте, но не разобрался в сроках вступления Законов в силу?

    Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





    • scrat

      “я лично в таких ситуациях всегда притормаживаю” – и тем самым создаешь аварийную обстановку: едущий сзади вынужден резко тормозить, а едущий по пересекающей траектории воспринимает притормаживание как знак, что его пропускают. или просто решает что успеет проскочить. а с учетом того, что клумбы как минимум двухрядные ситуация только усугубляется. лично мне таким “притормаживающим” всегда хочется дать в морду, два раза. не знаешь правил, не контролируешь дорожную ситуацию – сиди дома или ходи пешком.

      • Sergii Matusiak

        Почему это я создаю аварийную ситуацию? Я ведь не резко торможу. А при-тор-ма-живаю, то есть плавно. Всегда ДТП лучше предотвратить, чем потом оказаться правым, но с разбитой машиной.

        • Молодец! Я тоже так делаю! Главное не тор-мо-зить 😉

        • scrat

          потому что торможение без причины, а тем более в городском цикле где дистанции минимальны, есть создание аварийной ситуации. потому что едущий сзади воспринимает это притормаживание как действия неадеквата за рулем – и действует соответсвенно: резкое торможение с целью увеличить дистанцию плюс маневрирование с целью объезда. та же ситуация с притормаживанием возникает при ответе на входящий звонок: и это основная причина, почему мобильники без гарнитуры запрещены

          • Alexey

            Довольно часто пред мной притормаживают и у меня это не не вызывает никаких проблем. Я наверное не умею ездить.

          • Victor Flores

            что в вашем понимании минимальная дистанция? да и с какой скоростью вы ездите? понятно что если ехать 2 метра от бампера и при скорости 60 вы не успеете, но вот зачем прижиматься? Я всегда оставляю перед собой расстояние на котором смогу затормозить при моей скорости.

        • Александр Дудник

          Несмотря на наличие запрета беспричинного резкого торможения (пункт 12.9.г) ПДД Украины, подобное действие не входит в перечень нарушений ПДД, влекущих за собой создание «аварийной обстановки» (КоАП Украины, ст.122). Резкое торможение, даже беспричинное, нельзя рассматривать, как спусковой крючок аварийной ситуации. В противном случае теряет смысл пункт 13.1. ПДД в части безопасной дистанции, что, в свою очередь, развяжет руки любителям «сидеть на хвосте» и откроет обширнейшее поле деятельности говорливым адвокатам. Если бы это было не так и резкое торможение считалось бы причиной создания аварийной обстановки, возможности автоподставы стали бы безграничны. Так что Вам не следует оправдываться, тем более неэкстренные методы снижения скорости, коим и является притормаживание, никак не могут являться объектом критики.

    • Здолбунівчанин

      В нас в Рівному такий закон вже діє 10 років. На всіх кругах стоять знаки що круг – головна дорога.

      • Alex

        Действительно, есть знак, что кольцо главное. По-моему, депутатам и Ко. просто нечего делать. Если есть знак – все понятно. Зачем вообще создавать такие прециденты, что-то обнародовать, если решение “сырое”, еще не утверждено и не внесено в ПДД?

    • Иван Годзинский

      Что делать, если вообще знаков нет, то есть даже знака кругового движения, а по сути это круговое движение. Кто кому уступает? По идее закон вышел для экономии средств на разметках и знаках. То есть знак круговое движение со временем может быть уже роскошью. И если его нет, то действует правило помехи справа?
      Кто сказал что этот приоритет действует только если нет других знаков? Я звонил в полицию, мне это не смогли подтвердить. В правилах есть только про приоритет. Не сказано, что при переезде “равнозначных дорог” на круговом движении. Там просто “приоритет”!

      Здравый смысл – одно, а в правилах другое. Здравый смысл показывает, что противоречивые неоднозначные правила создают аварийные ситуации.