Поворотники: раньше, позже, никогда
В самую серьёзную свою аварию я попал прямо возле своего дома. Классическая ситуация – ездил далеко и долго, устал, приехал под подъезд, выгрузил семью и багаж, осталось только поставить машину на стоянку. Ехать – 200 метров. Понятно, что мысленно я уже релаксировал в тёплой ванне, но вот не скажу, что совсем уж расслабился и отключился.
Всего один перекресток на пути к стоянке, у меня – второстепенная, у Mitsubishi Lancer, приближающегося к перекрестку слева, – главная. Зима, гололед. Товарищ подлетает к перекрестку, включает поворотник направо, начинает маневр. А я-то мысленно уже дома. Я устал. Ну вижу, поворачивает коллега – и я выезжаю вперёд. В последний момент водитель Lancer поворачивать передумал. И поехал прямо. Мне в бок. Ни затормозить, ни выскочить – увы, гололед.
С тех пор я никогда не выезжаю на перекресток, даже если у машины, приближающейся по главной, включены три поворотника. Потом в суде водитель Lancer утверждал, что дело было не в том, что его пассажирка, которую он подвозил, и вполне возможно, за деньги, в последний момент сказала «Ой нет, не здесь направо, на следующем» или что-то в этом роде, а он мол и собирался поворачивать на следующем повороте направо, а до него от нашего перекрестка метров двадцать – вот и включил поворотник заранее. А то, что правила предписывают так использовать сигналы, чтобы это не вводило в заблуждение других участников дорожного движения… Ну, это очень вольное трактование – никого он не хотел ввести в заблуждение. Так получилось.
В данной ситуации мне лично было бы гораздо выгоднее, если бы он вообще поворотник не включал, даже если честно собирался повернуть в «мой» поворот. Я бы просто стоял и ждал, куда уж ему надо, прямо, тут направо или потом направо. Это выход? Мой хороший товарищ, между прочим, тоже журналист, вообще твёрдо уверен, что поворотники – это для слабаков. Они, мол, только путают – не поймёшь ничего, кто куда собирается поворачивать и вообще когда. И настоящий водитель должен чувствовать, предугадывать, кто какой маневр собирается совершить – это, мол, всегда видно.
Особенно такие предугадыватели доставляют, когда в потоке ты едешь во втором ряду, из которого есть поворот налево. Едешь на встречу, спешишь, тут оп, водитель впереди останавливается. Ему – налево. Справа ряд тоже спешит – не перестроишься. Встречный поток интенсивный, повернуть ему удастся минут через десять. И таких водителей в последнее время в Киеве почему-то стало намного больше – в лучшем случае можно рассчитывать, что поворотник будет включён в момент остановки: сигнал, остановка, стоим все – ждём.
Включать или не включать? Казалось бы, ответ очевиден. Но, как видим ежедневно, не для всех. Люди воспитанные, люди вежливые, поворотники включают. И как по мне – пусть даже иногда раньше, чем нужно – я после вышеописанной ситуации, уже не рискую, но по крайней мере в миллионе штатных ситуаций имею время на перестроение и избежание неловких ситуаций. И стараюсь быть вежливым по отношению к другим водителям. Потому что когда учился ездить, мой отец мне втолковал: заезжаешь в гараж? Включи поворотник. Выезжаешь в тайге на дорогу, где судя по следам последняя машина приезжала два года назад? Включи поворотник. Потому что во-первых, это становится привычкой, и вы потом делаете это машинально, и это не требует абсолютно никаких усилий. Во-вторых, как бы часто вы не смотрели в зеркала или не были уверены, что в радиусе 100 км нет ни одной машины – они всегда появляются внезапно именно там, где казалось бы их быть не должно аж никак. И в третьих… Ну вы ас, мегадрайвер. Можете все предвидеть и предугадать. А остальные?