Дизель - дважды имени вождя
Экспериментальные дизельные двигатели отечественного производства носили названия «Коджу», которое расшифровывалось как Коба Джугашвили: первое слово было подпольной партийной кличкой, а второе подлинной фамилией «вождя народов» Иосифа Сталина. Интересно, что дизель спроектировали в особом конструкторском бюро, созданном при ОГПУ НКВД. В таких бюро работали инженеры, осужденные как враги народа.
Шестицилиндровый агрегат рабочим объемом 9960 см куб. имел степень сжатия 16 и развивал 87 л. с. при 1710 об/мин. Среди конструктивных особенностей нужно назвать вихревую камеру сгорания, мокрые гильзы цилиндров, 7-опорный коленчатый вал и алюминиевый блок цилиндров. Топливная аппаратура была от именитого производителя Bosch. С таким дизелем грузовик полной массой 10150 кг достигал скорости 50 км/ч.
Двигатель «Коджу» был еще сыроват и доводка его затянулась. Дизельные Я-5 так и не пошли в серию. А первым серийным советским дизельным грузовиком стал послевоенный ЯАЗ-200 (1947 г.)..