МАЗ-103462: На городском маршруте
Улицы крупных украинских городов сегодня трудно представить без низкопольных автобусов марки МАЗ. Недавно на нашем рынке появилась рестайлинговая модель МАЗ-103, с которой мы решили познакомиться ближе.
Улицы крупных украинских городов сегодня трудно представить без низкопольных автобусов марки МАЗ. Недавно на нашем рынке появилась рестайлинговая модель МАЗ-103, с которой мы решили познакомиться ближе.
Так уж сложилось, что наш журнал давно не проводил ходовых испытаний минских автобусов. А потому, когда у официального импортера МАЗ в Украине – супермаркета грузовой и специальной техники «Автек» – появилась обновленная низкопольная модель большого класса МАЗ-103, мы долго не колебались. Украинский дебют рестайлинговых автобусов МАЗ сотого семейства состоялся еще на Международном салоне TIR-2008 в Киеве, однако продажи особо не пошли. Положение исправилось только недавно, в связи с подготовкой к предстоящему чемпионату по футболу Евро 2012, когда муниципальные власти взялись за обновление автобусных парков.
Снаружи
Главное отличие рестайлингового МАЗ-103 – это новая светотехника. Прямоугольные фары уступили место «глазкам»-кругляшам марки Hella. Более того, плафоны теперь интегрированы в передний бампер и сверху отточены раскосыми вырезами в передней маске. Кстати, бампер получил более обтекаемую форму и круглые «противотуманки». В профиль изменения практически незаметны – над передними дверями исчезли решеточки воздуховодов, а над окнами появилось более компактное окошечко под табло указателя маршрута.
Что касается кормы, то здесь новации видны невооруженным глазом. Светоблоки стали вертикальными и теперь состоят из раздельных круглых фонарей, вмонтированных в пластмассовые панели черного цвета. Дополнительные габаритные фонари и повторители указателей поворотов, расположенные над задним окном, получили круглую форму. Углубление под номерной знак на откидной крышке моторного отсека стало более вытянутым, а ручки, расположенные по бокам от него, ушли в небытие. В заднем бампере буксирный прибор спрятан уже не за прямоугольным, а за круглым лючком.
Внутри
Салон МАЗ-103462 рассчитан на 100 пассажиров и имеет 22 места для сидения. Кроме того, он приспособлен для перевозки людей с ограниченными возможностями: для заезда инвалидной коляски имеется откидной пандус в полу возле средней двери, а для ее размещения в салоне – специальное место у стенки накопительной площадки.
Сиденья – двух видов. В передней части салона, закрепленные непосредственно на полу, они имеют рельефные спинки и подушки и снабжены откидными подлокотниками; по всей видимости, это более удобные места для пожилых людей. А во второй половине салона кресла размещены уже на «постаментах», и их отличает более спартанская конструкция. Все кресла обиты практичным, легко моющимся дерматином коричневого цвета.
В интерьере приятно удивили поручни над головой, снабженные дополнительными ременными ручками-петлями, которые оценят люди невысокого роста, а также наглядные красные кнопки для остановки по требованию. В потолке мы обнаружили три вентиляционных люка с удобными длинными ручками: дотянуться до них не составит особого труда.
Кабина водителя отделена от пассажирского салона застекленной перегородкой со сдвижной форточкой, и доступ туда возможен только через переднюю створку первой пары дверей. Щиток приборов информативен, вот только по дизайну уже устарел – выступающие круглые корпуса приборов хотелось бы видеть под общим стеклом, как на многих зарубежных и отечественных аналогах. Водительское сиденье белорусского производства оказалось удобным – на пневмоподвеске, с регулировкой угла наклона подушки и спинки. За настройками угла наклона и вылета рулевой колонки отвечают отдельные рычажки с механической фиксацией.
На ходу
Учитывая предназначение МАЗ-103, ходовые испытания решили проводить исключительно в городских условиях, по трассе реального автобусного маршрута.
Заводим двигатель – 6-цилиндровый турбодизель Mercedes-Benz OM906LA стандарта Евро 3, выдающий 231 л. с. В паре с ним установлена механическая 6-ступенчатая коробка такой же именитой марки – ZF. На незагруженном автобусе мы без проблем трогаемся с 3-й передачи. Для этого рычаг из нейтрали просто толкаем вперед. А вот для включения первой и второй скоростей, которые относятся уже к низшему диапазону, рычаг нужно переместить влево, до определенного щелчка. Так же включается и задний ход, – правда, сделать это удалось с заметным усилием, помогая второй рукой.
Мотор довольно эластичный в работе. Интересно, что на небольшой скорости, на 3-4-й передачах заметный подхват наступает, начиная с 2000 об/мин. А с ее ростом, при переходе на 5-6-ю передачи, приемистость улучшается и подхват ощущается уже при 1500 об/мин.
Руль нам понравился легкостью управления и четкой обратной связью. Педали также неплохие. Акселератор оказался подвесным – и для удобства фиксации на нем ноги имеется специальная напольная площадка с рельефным покрытием. Большая педаль тормоза с красноречивым шильдиком Wabco оказалась довольно легкой в работе и информативной. А вот сцепление требует привыкания – довольно длинноходное, оно берет в самом верху, а посему отпускать его нужно с ювелирной точностью.
Особой похвалы на МАЗ-103462 заслуживает пневматическая подвеска колес, причем на передних колесах она независимая. На ходу она обеспечивает отличную плавность хода, при этом особо не раскачивая автобус. Порадовала она и на стоянке. Благодаря функции kneeling кузов автобуса наклоняется в правую сторону, что облегчает посадку-высадку. И в заключение хочется похвалить машину за невысокий уровень шума в салоне – даже в непосредственной близости от моторного отсека, находящегося в корме, слева по борту.
Таким образом, обновленный МАЗ-103 показал себя как комфортабельный, удобный в управлении и довольно динамичный на ходу автобус. Учитывая невысокую цену, эта машина является веской альтернативой конкурентам на украинском рынке.
Резюме
Плюсы | Минусы |
---|---|
|
|
МАЗ-103462 | |
Общие данные | |
Тип | городской автобус |
Д/Ш/В, мм | 11985/2500/2838 |
Колесная база, мм | 6140 |
Пассажировместимость, чел. | 100 (мест для сидения – 22) |
Снаряженная масса, кг | 11500 |
Полная масса, кг | 18000 |
Высота пола, мм | 360 (у средней двери) |
Радиус разворота, м | 11,3 |
Объем бака, л | 220 |
Двигатель | |
Марка/тип | Mercedes-Benz OM906LA/ турбодиз., Евро 3 |
Рабочий объем, см куб. | 6374 |
Расп. и к-во цил./кл. на цил. | R6/2 |
Мощность, л. с./об/мин | 231/2200 |
Макс. кр. момент, Нм/об/мин | 810/1600 |
Трансмиссия | |
Тип привода | задний |
КП, марка/тип | ZF S6-85/6-ст. мех. |
Ходовая часть | |
Подвеска передн./задн. | независ. пневм./завис. пневм. |
Тормоза передн./задн. | диск./диск., с ABS/ASR |
Шины | 8,25х22,5 |
Эксплуатационные показатели | |
Макс. скорость, км/ч | 80 |
Средний расход топлива, л/100 км | 25-28 |
Стоимость ТО, грн. | 5000–6000 |
Периодичность ТО, км | 10000 |
Гарантия | 1 год или 65 тыс. км |
Цена тест. автобуса, грн. | 989 200 |