SCANIA: Чистый евродрайв

Scania EuroDrive-2005


Европейский космический центр – Euro Space Center
Scania EuroDrive-2005
На рабочем месте все под рукой.
Развозная Scania P270 (6х2) отличается хорошей маневренностью – благодаря задней поворотной оси, и плавностью хода – благодаря пневмоподвеске всех колес.
Самый мощный в линейке моторов cania Евро 4 развивает 620 л. с.

На границе Бельгии и Люксембурга, у подножья Арденн
– живописных гор, чем-то напоминающих Карпаты, расположен европейский
космический центр – Euro Space Center. Где еще, если не здесь, можно
проникнуться высокими технологиями?

По названию мероприятия
– Scania EuroDrive-2005 – мы сразу поняли, что новейшие, экологически
чистые машины мы не только увидим и потрогаем, но и протестируем. Долгих
лекций не было. С утра, после короткого инструктажа, 17 красавцев-грузовиков
Scania были в распоряжении журналистов.

Новые магистральные тягачи Scania R-серии мы уже испытывали полтора
года назад («КА» № 5’2004), однако машины с моторами Евро 4/Евро 5 нам
показались иными. Самое интересное, что дизайн не претерпел никаких изменений.
Просто теперь автомобили были самых различных цветов: от черного до небесно-синего.
И, конечно же, сердце грела красивая надпись на дверце – «Truck of the
Year 2005»: согласитесь, ехать на «грузовике года» – весьма почетная миссия.
Кроме того, на тесте были развозные машины для езды на небольшие расстояния
– автомобили P-серии, оснащенные короткой, дневной кабиной.

Итак, в чем же отличия новых машин? Конечно же, в моторах. Теперь двигатели
не только соответствуют экологическим нормам Евро 4 или Евро 5, но и стали
заметно мощнее. Так, топовый 16,0-литровый агрегат V8 развивает уже не
580, а 620 л. с., а 520-сильная «восьмерка» уступила место мотору мощностью
560 л. с.

Сначала мы решили проехаться на машине P-серии, оснащенной 9,0-литровым
турбодизелем Евро 4 в 270 л. с. Автомобиль с изотермическим фургоном и
гидробортом оказался довольно длинным. Он был загружен под завязку – его
полная масса составляла 26 т.

Садимся в более низкую, дневную кабину – и сразу узнаем развернутую
к водителю приборную панель, унифицированную с установленной на грузовиках
R-серии. После пуска мотора раздается тревожный сигнал и начинает мигать
символ на щитке. Оказывается, это напоминание о непристегнутых ремнях.
Кстати, данная сигнализация стала теперь более настойчивой – не умолкает
в течение 90 секунд.

На трассе мотор плавно разгоняет машину до разрешенных 90 км/ч. В работе
12-ступенчатая КПП с автоматическим переключением передач Opticruise оказалась
легкой и удобной. Семейство этих коробок обновилось: появилось иное программное
обеспечение, позволяющее исполнительным механизмам быстрее работать. Интервал
замены масла увеличился с 240 до 360 тыс. км. Интересно, что педаль сцепления
в машине все же есть. Ее надо выжимать при пуске, а также при остановке,
иначе мотор заглохнет.

Сначала мы двигались в автоматическом режиме, но когда выехали на горную
местность, перешли на ручной – manual (выжимать сцепление при переключении
не надо было). Нет, особой динамики разгона мы не добивались – мощность
двигателя этого не позволяла. Просто переключаясь на одну-две передачи
вниз, мы добивались более эффективного торможения двигателем: оказалось,
что на мокрой дороге система ABS отключает моторный тормоз, дабы исключить
юз.

Автомобиль с колесной формулой 6х2 оказался весьма маневренным: третья,
управляемая ось помогала вписываться в довольно крутые повороты, которые
то и дело встречались на пути. Особо понравилась двухступенчатая педаль
акселератора. Если нужно плавно набрать скорость, просто нажимаешь ее
до упора. Хотя это еще не предел: под ней спрятана клавиша «кик-даун».
Нажимаешь педаль сильнее – раздается щелчок, и у автомобиля появляется
второе дыхание.

Следующим «подопытным» оказался седельный тягач R-cерии, со спальной
кабиной и 420-сильным турбокомпаудным мотором Евро 4. На трассе машина
хорошо набирает скорость, хотя на 6-процентных подъемах и при резких обгонах
40-тонному автопоезду не хватает мощности, особенно если стараешься не
выходить за зеленую зону тахометра. Зато 5-ступенчатый ретардер был на
высоте: он помогал уверенно замедляться и при этом не прибегать к основным
тормозам. Кстати, уверенности придавала и система курсовой устойчивости
ESP. Ее теперь можно установить не только на седельные тягачи, но и на
шасси с различными колесными формулами.

На «закуску» мы взяли флагман – 620-сильный седельный тягач. Фантастика,
40-тонный автопоезд теперь не узнать! На затяжных подъемах он легко оставляет
позади другие road train. Одно «но» – расход топлива на том же 27-километровом
участке и при одинаковом стиле вождения оказался у флагмана почти на 4
л больше, нежели у 420-сильной машины. Ничего не поделаешь, ведь такой
табун лошадей нуждается в хорошем корме. Но как бы там ни было – это самый
мощный магистральный тягач в семействе Scania.

Широкая линейка моторов
Четкая работа КПП с Opticruise
Мощные, многоступенчатые ретардеры
Хорошая маневренность шасси 6х2
Необходимость выжимать педаль сцепления при
трогании и остановке
Несколько завышенный расход топлива (турбодизель
620 л. с.)

 Двигатели
Scania Евро 4
Марка DC9 DC12 DT12 турбокомпаунд DC16
Рабочий объем, л 8,9 11,7 15,6
Расп. и кол-во цил./кл. на цил. R5/4 R6/4 V8/4
Мощность л. с./об/мин 230/1800 270/1800 310/1800 340/1800 380/1800 420/1900 470/1900 500/1900 560/1900 620/1900
Макс. кр. момент, Нм/об/мин 1050/1100 – 1500 1250/1100 – 1450 1550/1100 – 1350 1700/1100 – 1350 1900/1100 – 1350 2100/1100 – 1350 2200/1100 – 1450 2400/1100 – 1400 2700/1100 – 1400 3000/1100 – 1400

 Рециркуляция
или аммиак?

Такие резервуары с AdBlue для моторов Евро 4 могут поставляться в автопарки.Сегодня
многие ведущие производители грузовиков для соответствия грядущим
требованиям Евро 4 и Евро 5 применяют в своих двигателях технологию
очистки выхлопных газов SCR. Scania – одна из немногих, кто
еще в 2004 году сертифицировал турбодизель Евро 4, для которого
не требовался аммиачный заменитель AdBlue. Чистый выхлоп был
достигнут благодаря фирменной системе рециркуляции выхлопных
газов EGR, которая используется на машинах Scania уже более
двух лет. Однако на данный момент систему EGR нельзя установить
на мощные V-образные моторы. Поэтому все же пришлось прибегнуть
к SCR, что обеспечило соответствие «восьмерок» нормам Евро
4. Та же ситуация и с нормами Евро 5, только уже для других
агрегатов.

С мая 2006 года начнутся продажи двух моторов Евро 5 – 12,0-литрового
мощностью 420 л. с. и 500-сильного V8. Притом концепция Scania
остается неизменной: отказаться в ближайшем будущем от технологии
SCR. Аргументы здесь простые. Не надо дополнительного бака
под AdBlue и специальных заправок. Более того, система рециркуляции
EGR, даже в исполнении с турбокомпаундом, весит всего 80 кг,
а комплект оборудования SCR – 200 кг. Планируется, что использование
системы непосредственного впрыска cверхвысокого давления XPI
(технология Common Rail) с подачей топлива в несколько этапов,
турбины с изменяемой геометрией и, конечно же, системы EGR
обеспечат соответствие моторов нормам Евро 5.

 Выручает
Fleet Management

Fleet Management для пожарных: на дисплее – данные о количестве воды в баке, давлении в насосах и работе светотехники.Спутниковая
сервисная система Fleet Management устанавливается на грузовики
Scania уже не первый год. Она позволяет оперативно связываться
с транспортными компаниями и сервисными центрами, а также
производить диагностику автомобиля. Кроме того, она может
работать как навигационная система, принимать телепередачи
и передавать изображение с телекамеры заднего вида.

Однако теперь сфера применения Fleet Management заметно расширена.
Так, появилась новая функция Order Support. Водитель обеспечен
постоянной связью не только с транспортной фирмой, но и с
отправителем. Он может прямо в движении получить новый заказ
с точным указанием адреса клиента, путь к которому укажет
навигационная система. Кроме того, предусмотрена еще одна
функция – Driver Log. С ее помощью водитель может вести своеобразный
электронный бортовой журнал, внося в него данные о том, где
и сколько работал, сколько заплатил за проезд по автобану
или за топливо. Таким образом, фирма-отправитель может проанализировать
затраты на доставку груза и скорректировать их в сторону уменьшения.

Однако развитие Fleet Management на этом не закончилось.
Так, недавно в бортовую систему Microsoft Windows XР и бортовую
систему Scania Interactor 500/600 была интегрирована специальная
система ELSY-Fire. Установленная на пожарных автомобилях,
она позволяет при помощи единой шины CAN-bus управлять и производить
диагностику систем навесного оборудования. Экран touch-screen
дает возможность в считанные секунды увидеть, какое давление
в том или ином насосе, каков запас воды, какие дополнительные
световые приборы работают и т. д. Кстати, немецкие и английские
пожарные уже эксплуатируют около сорока таких автомобилей.
Примечательно, что подобные системы можно адаптировать и к
другим специальным машинам: например, коммунальным или строительным.
Причем для этого не понадобится сложная и долгая инсталляция
и множество проводов.

Юрий Гоголев
Фото автора и Scania

Киев – Арденны – Киев

Редакция благодарит компанию «Scania Украина» за помощь
в организации поездки

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ