Плавсредство: Руль – справа, колес нет

Лето стучится в дверь. А значит, пришла пора подумать о том, как с пользой для здоровья провести выходные и отпуск. Один из лучших способов отвлечься от повседневной рутины – совершить романтическую прогулку на собственном катере или моторной лодке. Дело лишь за малым – выбрать себе маломерное судно.

Универсальный катер Tracker – для отдыха всей семьей. Шикарный Four Winns 245 Sundownet – кадиллак среди катеров. Моторные лодки и катера Водометный катер Bombardier Seadoo Сhalenger 1800 по спокойной воде легко разгоняется до 100 км/ч. Мотолодка UMS-600 с простой носовой каютой. Под длинным носом яхты Monterey 265 Cruiser – просторная каюта, в которой можно жить. Недорогая «надувнушка» не требует покраски, легко транспортируется в багажнике внедорожника и отличается небольшим весом. Моторные лодки и катера Мотолодка Nitro с плоской платформой – идеальный вариант для рыбалки. Вместительная плавдача Sun Tracker Fishin Barge, кроме всего прочего, может похвастаться и неплохими ходовыми качествами. Моторные лодки и катера Моторные лодки и катера Туристская мотолодка Tahoe с носовыми диванами, на которых удобно загорать, и мачтой для буксировки водных аттракционов.

Лето стучится в дверь. А значит, пришла пора подумать о том, как с пользой для здоровья провести выходные и отпуск. Один из лучших способов отвлечься от повседневной рутины – совершить романтическую прогулку на собственном катере или моторной лодке. Дело лишь за малым – выбрать себе маломерное судно.

У любой моторной лодки или катера есть определенные достоинства и недостатки. И прежде чем покупать, нужно определиться, для чего вам судно и куда и с кем вы собираетесь на нем ходить. И сделать это надо поскорее – чем дороже и престижнее мотолодка или катер, тем раньше следует позаботиться ее приобретении. Иначе фирма-изготовитель просто не успеет подготовить к лету плавсредство в нужной вам комплектации.

Охота-рыбалка

В большинстве случаев владелец водного транспортного средства – заядлый рыбак или страстный охотник, либо и тот и другой в одном лице. Поэтому нет ничего удивительного, что большинство представленных на украинском рынке мотолодок сделаны таким образом, чтобы каждый любитель помахать спиннингом или пострелять уток чувствовал себя максимально удобно. Это означает повышенную устойчивость на стоянке, небольшую осадку, корпус без палубы, лобового стекла, лишних сидений и прочего, что может затруднять передвижение по лодке. Ради всего этого обычно жертвуют также скоростью и комфортом.

Надувные лодки

Самый простой и дешевый вариант – надувная лодка. Стоимость гребных моделей колеблется в пределах $200 – 300. Если речь идет о моторном варианте, то здесь все зависит от размеров (цены на моторные лодки обычно указываются без подвесного двигателя). К примеру, лодки семейства Travel киевского Adventure длиной от 2 до 3,2 м, рассчитанные на моторы мощностью от 2 до 15 л. с., стоят 400 – 670 евро. Более солидные модели длиной 3,8 – 4,4 м семейства Master-II под 20 – 40-сильные двигатели обойдутся в 930 – 1500 евро. Цены на киевские Captan семейства Hunter длиной 3,1-4,1 м (моторы 12 – 30 л. с.) колеблются в пределах 4,8 – 7,2 тыс. грн.

Главное преимущество «надувнушки» – компактность. В сложенном состоянии она легко помещается на полке или в багажнике. Привести ее в рабочее состояние – дело нескольких минут. При этом вес даже вместе с мотором, топливными баками и т. д. остается в пределах разумного. А значит, такую лодку можно спустить на воду и вытащить на берег даже в одиночку.

Кроме того, надувные мотолодки отличаются небольшой осадкой. А еще они, в отличие от своих «твердых» собратьев, не требуют покраски. Проколоть твердую и прочнейшую полиэстеровую многослойную ткань или порвать сварные швы очень непросто.

К несчастью, за все вышеперечисленные положительные качества приходится расплачиваться отсутствием комфорта. К примеру, сиденья «надувнушек» частенько «скамеечного типа». Дистанционное управление мотором – в основном только для моделей, рассчитанных на 30 и более «лошадок». Борта, как правило, низковаты и слабо защищают экипаж от брызг. Впрочем, эксплутационные качества можно повысить при помощи тента на дугах и пластикового днища. Конечно, за удовольствие приходится платить. Мотолодки повышенной мореходности Adventure семейства Vesta (длина 3,8-4,5 м, мотор 40 – 60 л. с.) стоят от 1,65 до 2,6 тыс. евро. Brig серии Falcon Tenders (длина 3,6 – 5,0 м, двигатель 30 – 70 л. с.) обойдутся в 10 – 26 тыс. грн.

Пластик для пруда

Следующая категория – пластмассовые или дюралюминиевые лодки. Рассмотрим все варианты. Первый – плавсредства для небольших рек и озер. Здесь нужно нечто компактно-вездеходное, длиной 3-4 м, с низким бортом и желательно с прочной обшивкой, способной выдержать удары о коряги и камни. Такая лодка должна нормально передвигаться и на веслах, и с мотором мощностью 5 – 15 л. с. без дистанционного управления.

Этим требованиям соответствуют, к примеру, лодки киевского предприятия UMS-Boat – «Язь» длиной 2,7 – 3,8 м (мотор 2 – 8 л. с.) за 2,9 – 4,47 тыс. грн.

Порыбачить по-крупному

На больших реках вроде Днепра, а тем более в Черном море, потребуется кое-что посолиднее, не только способное нести мощный мотор, но и с достаточной мореходностью – чтобы через борт не заливалась вода и лодка не проваливалась между гребнями волн. Ее длина должна быть не менее 4,6 м, а минимальная высота надводного борта – 35-40 см. Наличие «дистанционки» обязательно. Здесь можно упомянуть UMS-430 (длина 4,3 м, мотор до 30 л. с., цена 14 тыс. грн.), американские Tracker Super Guide V-14C (4,36 м, до 40 л. с., $8,6 тыс.) и Super Guide V-16 DLX (5 м, до 60 л. с., $12,2 тыс.), а также финские Buster моделей M и L – длина 4,6 и 4,9 м соответственно.

Buster в стандартной комплектации обойдутся примерно в $6,5 – 8,5 тыс. За полный набор дополнительного оборудования придется доплачивать еще несколько тысяч долларов. Зато вы получите удобные поворотные сиденья, встроенный садок для рыбы, трюмную помпу, отсеки для удилищ, кармашки для блесен и крючков, эхолот и небольшой подвесной электромотор. Кстати, все это может быть на любой мотолодке для рыбной ловли, причем многие торговые марки, к примеру, вышеупомянутый Tracker, включают в «базу» не только все или почти все вышеперечисленное, но еще и трейлер.

Рабочие лодки

Особняком расположились так называемые рабочие лодки, которые отличаются повышенной прочностью, большой вместимостью, правда, в ущерб комфорту. Обычно они имеют пару сидений, дистанционное управление да помпу для откачки воды. Такие плавсредства немного дешевле, чем «рыбаки». Типичный пример – армейские моторные лодки Tracker моделей 1654, 1754, 1860, 2072 (длина от 4,9 до 6,19 м, цена $7,3 – 12,4 тыс.).

Покататься – покупаться

Рыбная ловля, а тем более охота – занятие преимущественно мужское. Вряд ли будущую или настоящую спутницу жизни вдохновят рассказы о «вот таких вот щуках», которые водятся возле «вон тех прекрасных камышей». Скорее всего, прекрасная половина человечества обратит внимание на наличие-отсутствие ветрового стекла, удобного багажника, в который можно положить все необходимое для пикника, и т. д.

Скорость – все

Если вы с этим согласны, то ваш выбор – лодка или катер со спортивным уклоном, где ради скорости убрали все связанное с рыбалкой и отчасти с купанием. Кроме того, степень оной спортивности часто определяется не только мощностью силовой установки, но и количеством мест. Ведь чем больше народу вы берете с собой, тем с меньшей скоростью приходится идти.

Типичный пример – водометные катера, которые на нашем рынке представляет компания Bombardier Recreational Products, и катера с подвесными или стационарными двигателями производства Campion (модели Chase). Самые быстроходные из них – Speedster 200 (длина 6 м, мощность 310 либо 370 л. с., цена $39 – 42 тыс.) и Utopia 185 (5,56 м, 240 л. с., $35 тыс.) производства BRP, а также Campion Chase 550 и Chase 580 (цена $48 – 54 тыс., двигатели до 320 и до 280 л. с. соответственно) – способны разогнаться по спокойной воде до 120 км/ч.

Универсальный матрос

Второй вариант – покупка универсальной мотолодки или катера, приспособленного и для прогулок с ветерком, и для рыбной ловли, и для сравнительно неторопливого похода в теплой компании из нескольких человек. Как правило, у подобных моделей достаточно солидные габариты (ширина 1,7-2 м, длина более 4,5-5 м). Пример: алюминиевые мотолодки Crestliner семейства Super Hawk 1600 – 1800 под подвесные моторы 50 – 175 л. с. (длина 5,0-5,5 м, цена 101 – 136 тыс. грн. с трейлером и без мотора) и пластиковый катер Tahoe Q4 SF со стационарным двигателем Mercruiser 3,0 л (длина 5,95 м, цена $30,2 тыс. с трейлером).

«Универсалы», в отличие от чистых «рыболовов», уже оснащены не только эхолотами, садком для рыбы и отсеками для удочек, но и не боящейся воды стереосистемой, простой панелью приборов, столиками, ветровым стеклом, электромотором для малого хода и т. д. Такие лодки и катера часто комплектуют трапиками для купания и дайвинга, мачтой для буксировки водных аттракционов. Последнее предполагает наличие мотора достаточной мощности.

В дальние дали

И, наконец, существуют катера и мотолодки для дальних путешествий. При наличии соответствующего оборудования с их помощью можно ловить рыбу, кататься на водных лыжах и просто гонять по волнам. При этом они обеспечивают больше комфорта. Пусть даже от этого немного пострадает скорость, а ванна для рыбы будет вмещать всего ведро воды.

«Туристы» могут быть как открытыми, так и каютными. Первые оснащаются не только сиденьями для 4 – 6 пассажиров и «автомобильной» панелью приборов с подстаканниками, но и удобными мягкими диванами в носовой части, на которых можно загорать. А уж про различные столики, рукомойники, проигрыватели всего на свете, холодильники, шкафчики и прочие приятные мелочи и говорить не приходится. Были бы деньги в количестве от $10 до 150 тыс., которые придется отдать за крупные открытые модели длиной 5 – 7 метров. К примеру, канадский Champion Allante моделей 505 – 565 длиной 5-5,9 м с открытой передней частью стоит $29,7 – 42,7 тыс., включая цену на подвесной мотор Suzuki Marine мощностью от 90 до 140 л. с. либо с мотором Volvo 3,0 л (135 л. с.) и Volvo 4,3 л (225 л. с.).

Каютные модели по уровню комфорта мало уступают моторным яхтам. Разве что жизненного пространства здесь поменьше. Все-таки габариты (4,7 – 8 метров) не позволяют сильно размахнуться. Тем не менее, большинство «почти яхт» могут быть снабжены газовой или электрической плитой, полноценными спальными местами, обогревателем, кондиционером, телевизором, компьютером, встроенным телефоном, системой навигации и прочими благами цивилизации. Конечно, за все это нужно платить, и немало. Если самые дешевые «пустые» модели могут стоить от $9 тыс., то цена на 6 – 8-метровые катера в максимальной комплектации с моторами мощностью 250 – 300 л. с. переваливает за $100 тыс.

Так, почти «голый» корпус, оборудованный по минимуму, вроде алюминиевого UMS 600 (длина 6 м, мощность мотора до 150 л. с.) с простенькой каютой, обойдется в 79,3 тыс. грн. (против 59 тыс. грн. за открытый вариант). Самая недорогая пластиковая каютная мотолодка Galia 485 длиной 4,75 м, рассчитанная под мотор до 60 л. с., стоит 9,5 тыс. евро. Хочется комфорта, но нет лишних денег? Есть недорогие украинские каютные катера. Модели SeaVel 820 (6,25 м, 300 л. с.) и PLV660 (6,6 м, 190 л. с.) завода «ПЛАЗ» стоят 26,64 тыс. и 20,76 тыс. евро соответственно. Средний класс польского производства: Quicksilver 620 Cruiser длиной 6,33 м под двигатель до 200 л. с. стоит 122 тыс. грн. (без мотора). А за престижную марку придется доплачивать. Скажем, американский Four Winns 245 Sundowner длиной 8,15 м с 300-сильным мотором стоит 416 тыс. грн. А американские каютные катера Monterey моделей 228-270 длиной 6,56 – 8,90 м с моторами 220 – 300 л. с. стоят $57,6 – 105 тыс.

Большому кораблю – большое плавание

Основное отличие моторной яхты от катера заключается в уровне комфорта. При длине от 10 м и до размеров скромного «Титаника» кают у них может быть как комнат в особняке: две, три, десять и т. д. Отделка – по желанию: темная вишня, орех, карельская береза или даже красное дерево. Естественно, есть нормальный санузел, с «настоящим», а не биотуалетом, а также душем, рукомойником и системой подогрева воды. Для приготовления пищи предусмотрен солидный камбуз с раковиной для мытья посуды.

Многие яхты оснащены также двумя постами управления, радаром и эхолотом, электрической якорной лебедкой, прожекторами, спутниковой навигацией и связью, разъемами для подключения внешних источников питания и подачи водопроводной воды и т. д.

Предпочитаете поддерживать отечественного производителя? К вашим услугам моторная двенадцатиметровая яхта «ПЛАЗ» SeaVel 1220 с силовой установкой мощностью 540 л. с. за $262 тыс. А вот новинка на украинском рынке – открытая спортивная яхта, которая недавно вышла со словенской верфи – Elan 35 Power, удивит даже опытных владельцев (длина 11 м, мощность двигателей от 210 до 260 л. с.) и стоит от $300 тыс. Однако это не предел.

Понтоны

Впрочем, наш путеводитель по водному миру был бы неполным без еще одной разновидности маломерных судов, которые принято называть понтоном. Это настоящая плавающая дача, установленная на два-три «поплавка» и снабженная подвесным мотором. Открытый вариант с прочным тентом-навесом идеален для отдыха большой компанией или семьей. Ведь по вместительности он даст фору любой яхте. А максимальная скорость, несмотря на неспортивный внешний вид, составляет 55 км/ч. При этом за счет относительно небольшой осадки такой катамаран может зайти даже в небольшую реку.

За открытые модели, например, Sun Tracker Fishin Barge 21 длиной 6 м, шириной 2 м и с мотором до 75 л. с. надо отдать $18,7 тыс. А за девятиметровый Sun Tracker Party Cruiser 32, рассчитанный под мотор 175 л. с. и снабженный душем и кабинкой для переодевания, придется выложить $58 тыс.

 Катер и лодка – братья навек

Маломерные суда, как официально называются герои нашего рассказа, с трудом поддаются классификации. Поэтому сказать точно, где заканчивается моторная лодка и начинается катер, почти невозможно. Считается, что мотолодка – это сравнительно небольшое судно длиной 3 – 5 м. Но сейчас можно встретить и четырехметровый катер, и моторную лодку длиной 9-10 м. Поэтому основное отличие все-таки не в размерах, а в расположении силовой установки. У «лодки» она подвесная, располагается снаружи и крепится к транцу струбцинами или болтами (для мощных версий). Мотор легко снимается и устанавливается. Управление осуществляется двумя способами: румпелем и при помощи системы тросов рулем-штурвалом. Как правило, румпелем оборудуют моторы мощностью 2,5 – 40 л. с. Однако комфортное передвижение на лодке с подвесным двигателем без дистанционного управления возможно только при мощности до 15 – 18 л. с. Если «лошадок» больше, лучше разориться на «дистанционку» ($200 – 600). Кстати, подвесные моторы в 90% случаев продаются отдельно от лодок.

Силовой агрегат катера установлен стационарно внутри корпуса. Наружу обычно выставлена только откидная колонка (винт и руль в едином блоке) или сопло водомета (винт в туннеле). Подобная компоновка хороша тем, что двигатель лучше защищен от сырости и случайных повреждений при маневрах и нет риска потерять ключи или какую-либо деталь при мелком ремонте. Но при этом машинное отделение сокращает размеры пассажирского отсека – как открытого (кокпита), так и закрытого (каюты). А главное – катер всегда на 10 – 25% дороже, чем аналогичных размеров и комфортности укомплектованная «подвесником» моторная лодка. Даже если последняя оснащена двигателем такой же мощности. Правда, переплачивая за мотор, вы впоследствии можете сэкономить на топливе. Практически все «стационары» оснащены четырехтактными бензиновыми двигателями (а иногда и дизелями). А на лодки обычно устанавливают двухтактные бензиновые моторы. Правда, в последнее время их активно вытесняет новое поколение четырехтактных «подвесников».

 Дела бумажные

Следует учесть, что даже самая маленькая «надувнушка» требует, во-первых, регистрации, во-вторых, водительского удостоверения. Начнем с первого. Маломерные суда почти всех типов и размеров, за исключением катеров-стационаров с моторами мощностью свыше 75 л. с. (они оформляются в Одессе), регистрируются по месту жительства. Например, в Киеве для этой цели нужно будет посетить Регистр судоходства Украины, а также Верхнеднепровское региональное представительство Государственной инспекции по флоту Украины. Там вы должны получить судовой билет и свидетельство о пригодности малого судна для плавания. Если вы купили моторную лодку, регистрировать ее надо только с подвесным мотором. По отдельности лодка и силовая установка не рассматриваются.

«Права» же можно получить после сдачи соответствующих экзаменов в вышеуказанных учреждениях. Там же вас направят на обучение, как правило, заочное (3-4 лекции). Удостоверение первой категории, которое дает право управлять моторными лодками и катерами мощностью до 50 л. с., обойдется в 170 грн. для реки и 260 грн. для моря. «Права» второй категории для техники мощностью до 75 л. с. – 190 и 285 грн. соответственно, а третьей, для управления плавсредством с двигателями мощнее 75 л. с., – 290 и 435 грн.

 Где хранить?

Первый способ – в гараже или на автостоянке. При этом для перевозки к родной для вашего судна стихии потребуется трейлер ($1,5 – 6 тыс.) и мощный автомобиль. Второй – найти для вашего корабля спокойную гавань в виде традиционной лодочной станции или новомодной «марины», наподобие киевского клуба «Омар» или днепропетровского яхт-клуба «Bombardier». Первые отличаются полным отсутствием сервиса, ленивой охраной и низкими ценами от 25 грн. в месяц. Но если с лодки скрутят мотор, добиться возмещения ущерба на законных основаниях у администрации будет тяжело. Во втором случае уровень сервиса приличный, охрана стреляет по ворам без предупреждения, но зато и месячные взносы выше – от 150 грн. для скромной мотолодки с импортным мотором до $150 и выше для солидных катеров и моторных яхт.

Юрий Голубовский
Фото фирм-производителей и автора

Все цены, приведенные в статье, ориентировочные и могут изменяться в зависимости от модификации, комплектации, курса валют и т. д.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.