Верхом на радиаторе

Сегодня радиаторные (накапотные) фигурки лишь украшают фронтоны автомобилей. Версия о том, что они перекочевали с носов кораблей, не совсем верна – в начале прошлого столетия эти статуэтки служили для маскировки обычных термометров.

Opel Как видите, в крайности можно впадать даже с носовыми фигурками. В 1910 году магараджа Набхе заказал себе Rolls-Royce Silver Ghost в виде лебедя. Когда Skoda приобрела лицензию на производство шикарной Hispano Suiza Н6В, чехи весьма удачно стилизовали под ее аиста свою окрыленную стрелу. Эту же птицу в качестве своей эмблемы выбрал и эксцентричный французский производитель Buccialli. Правда, его аист, выполненный по технологии маркетри (вид инкрустации из фигурных пластинок), украшал не только фронтон радиатора, но и боковины безразмерного капота. Эту же птицу в качестве своей эмблемы выбрал и эксцентричный французский производитель Buccialli. Правда, его аист, выполненный по технологии маркетри (вид инкрустации из фигурных пластинок), украшал не только фронтон радиатора, но и боковины безразмерного капота. Это не эмблема Bugatti, а всего лишь термометр, искусно завуалированный эстетом Этторе Бугатти. Хотя на эмблеме Cadillac, повторяющей герб основателя Детройта Антуана де ля Мот Кадияка, изображены мирно плавающие гуси (символ мудрости и богатства), на заливной горловине этих дредноутов красовался более романтический аист. Хотя на эмблеме Cadillac, повторяющей герб основателя Детройта Антуана де ля Мот Кадияка, изображены мирно плавающие гуси (символ мудрости и богатства), на заливной горловине этих дредноутов красовался более романтический аист. Одним из рекордсменов по части «маскотов» считается Buick, чьи накапотные фигурки менялись чуть ли не каждые два-три года. Один из самых известных «маскотов» был у Hispano Suiza. Парящий аист, символ оккупированной немцами Эльзас-Лотарингии, был нарисован на фюзеляжах всех самолетов эскадрильи французского аса Жоржа Гимине, друга основателя HS Марка Биркигта. Изначально фирма Уильяма Лайонса называлась Swallow Sidecar (коляска «Ласточка») и выпускала мотоколяски, позже – оригинальные кузова к малолитражкам. После войны от неблагозвучной аббревиатуры SS отказались в пользу Jaguar – названия одной из самых удачных предвоенных моделей фирмы. В разные времена у Lincoln было несколько фигур: и геральдический щит, и рыцарь, и четырехконечная звезда. Но наиболее запомнившейся стала статуэтка борзой, словно застывшей на бегу. Ею украшались Lincoln начала 20-х – конца 30-х, когда фирма была на пике популярности. В разные времена у Lincoln было несколько фигур: и геральдический щит, и рыцарь, и четырехконечная звезда. Но наиболее запомнившейся стала статуэтка борзой, словно застывшей на бегу. Ею украшались Lincoln начала 20-х – конца 30-х, когда фирма была на пике популярности. В разные времена у Lincoln было несколько фигур: и геральдический щит, и рыцарь, и четырехконечная звезда. Но наиболее запомнившейся стала статуэтка борзой, словно застывшей на бегу. Ею украшались Lincoln начала 20-х – конца 30-х, когда фирма была на пике популярности. В 60-е фигурки были признаны опасными. Не желавшие расставаться со своим беловежским зубром минчане «разрезали» его, установив на боковинах капота. Царь зверей перекочевал на эмблему Peugeot с герба города Монбельяр, откуда родом братья Пежо. Царь зверей перекочевал на эмблему Peugeot с герба города Монбельяр, откуда родом братья Пежо. Джеймс Уорд Паккард выбрал в качестве эмблемы своих автомобилей герб предков – британского рода Паккерсов. Одним из его фрагментов был пеликан, разрывающий сердце, чтобы накормить своих птенцов. Одна из самых запоминающихся фигурок была у Pierce Arrow, которая первой оценила важность радиаторных скульптур для узнаваемости модели. Компания Plimouth названа в честь одноименного британского города, откуда в 1620 году корабль Maiflower привез первых переселенцев в Америку. Именно стилизованный парусник стал эмблемой фирмы. Символом английского Rover была голова викинга – считается, что именно скандинавские воины первыми переплыли Ла-Манш, отделяющий Британские острова от континентальной Европы. Самый первый «маскот», позже ставший символом Rolls-Royce, изображал Элеонор Торнтон, музу скульптора Чарльза Сайкса. Самый первый «маскот», позже ставший символом Rolls-Royce, изображал Элеонор Торнтон, музу скульптора Чарльза Сайкса. Те, кого не устраивали металлические фигурки, могли выбрать из сотен стеклянно-хрустальных миниатюр Рене Лалика (Rene Lalique) или заказать что-нибудь на свой вкус. Те, кого не устраивали металлические фигурки, могли выбрать из сотен стеклянно-хрустальных миниатюр Рене Лалика (Rene Lalique) или заказать что-нибудь на свой вкус.

Сегодня радиаторные (накапотные) фигурки лишь украшают фронтоны автомобилей. Версия о том, что они перекочевали с носов кораблей, не совсем верна – в начале прошлого столетия эти статуэтки служили для маскировки обычных термометров.

Самый первый двигатель внутреннего сгорания, появившийся в 1886 году, был настолько маломощным, что не требовал каких-то особых систем охлаждения. Но уже в конце XIX века, со стремительным увеличением мощностей, набегающего потока воздуха стало не хватать – так появились моторы с привычным для нас жидкостным охлаждением. Впрочем, скоро и этого оказалось мало – конструкторы столкнулись с проблемой перегрева, поскольку датчиков тогда не было. История не сохранила имя человека, который первым догадался установить на заливную горловину радиатора обычный термометр, а ведь он спас от «клина» тысячи моторов и определенно заслуживал, чтобы ему поставили памятник еще при жизни. Если температура на градуснике поднималась выше критической отметки, водитель останавливался и ждал, когда вода остынет, или же заливал свежую. Но… Попробуйте отвинтить металлическую пробку, нагретую почти до ста градусов! Поэтому вскоре радиаторные крышки стали обрастать ребрами охлаждения (точь-в-точь как цилиндры у мотоциклов), которые со временем трансформировались в более эстетичные «крылышки». До фигурок оставался всего один шаг.

Дух экстаза

Первопроходцем в украшении радиаторных пробок стал лорд Монтегю, в 1911 году установивший на свой Rolls-Royce 7-дюймовую копию скульптуры «Дух экстаза» работы скульптора Чарльза Сайкса. Мода на радиаторные статуэтки (англ. – muscot), позволяющие еще больше индивидуализировать автомобили, была неожиданной и всепоглощающей. И хотя уже перед Первой мировой войной температура охлаждающей жидкости измерялась привычными для нас стрелочными приборами, появились целые предприятия, специализирующиеся на «маскотах». Самым известным из них была мануфактура французского скульптора Рене Лалика, чьи работы неизменно побеждали на парижском Concours des Bouchons des Radiateurs. Любой уважающий себя владелец автомобиля считал делом чести заменить фирменную радиаторную фигурку персональной скульптурой. В ход шли любые материалы – от латуни до горного хрусталя и драгоценных металлов. И все бы хорошо, но в 30-е годы автопроизводители начали увлекаться аэродинамикой, и кузова, а вместе с ними и радиаторы, становились все ниже, принимая более обтекаемую форму. Следовательно, скульптуры тоже мельчали (даже «ройсовская» танцовщица опустилась на колени, хотя позже снова поднялась в полный рост) или убирались вниз, размещаясь между фарами перед радиатором. А после войны с появлением понтонных кузовов (помните, у нашей «Победы» крылья, капот и радиатор стали выполняться как одно целое), большинство «маскотов» в лучшем случае трансформировалось в эмблемы и «растеклось» по фальшрадиаторным «грилям».

А что же мы?

Советская автопромышленность, большую часть своего существования старательно копировавшая «иномарки», также не осталась в стороне от накапотной моды. Статуэтки были не только у всех советских легковушек 40–60-х, но даже у грузовиков: так, фронтоны ярославских самосвалов украшал медведь, минских тяжеловесов – зубр. Самым раритетным «маскотом» в СССР был волговский олень (работы Леонида Еремеева, нарисовавшего дизайн ГАЗ- 21) – за его фигурку на черном рынке давали 20 рублей! Но в 1962-м, через пять лет после начала выпуска «Волги», статуэтку сняли, так как при столкновении с пешеходом даже на черепашьей скорости последствия для последнего были фатальными. То же самое происходило во всем мире: из соображений безопасности от фигурок постепенно отказывались. Не сдавались только статусные марки вроде Mercedes и Rolls-Royce, устанавливающие свои «маскоты» на шарниры или делая их убирающимися при малейшем прикосновении. Причем прячут их не только от пешеходов и вандалов, но и от всевозможных… собирателей, для которых коллекционирование таких фигурок превратилось в захватывающее и весьма дорогостоящее хобби.

Сергей Суховский
Фото автора и фирм-производителей

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ