Эвакуация: Ненужная услуга
Транспорт, припаркованный в центре Киева под запрещающими знаками, мешает дорожному движению. Чтобы решить эту проблему, городские власти решили разгружать улицы с помощью эвакуаторов. Сегодня несколько таких машин работают в центре столицы, но свободнее там не стало. «Автоцентр» решил провести собственное расследование, чтобы выяснить, в чем причина.
Транспорт, припаркованный в центре Киева под запрещающими знаками, мешает дорожному движению. Чтобы решить эту проблему, городские власти решили разгружать улицы с помощью эвакуаторов. Сегодня несколько таких машин работают в центре столицы, но свободнее там не стало. «Автоцентр» решил провести собственное расследование, чтобы выяснить, в чем причина. |
Для наблюдения за работой эвакуаторов мы направились в центр Киева. Там знаков «Остановка запрещена» с табличками «Принудительная эвакуация» (кстати, Правилами дорожного движения эта табличка не предусмотрена) оказалось предостаточно. Такие знаки установлены на Крещатике, и здесь действительно нет неправильно припаркованных машин. На примыкающих же улицах ситуация разительно отличается – такая комбинация знаков встречается не реже, но прямо под ней… стоят автомобили. Они плотно припаркованы друг к другу как на проезжей части, так и на тротуаре. Большинство из них – такси, причем они стоят не только под знаком, а и на перекрестках или поворотах, действительно затрудняя проезд. На вопрос о правомерности такой стоянки таксисты с уверенностью отвечают, что их машины относятся к общественному транспорту, поэтому действие данных знаков на них не распространяется. Действительно, согласно ПДД такси могут останавливаться под этим знаком при посадке (высадке) пассажиров, но никак не стоять в их ожидании.
Погрузил – перекусил
Изучив расположение знаков, которые информируют о возможности принудительной эвакуации, мы надеялись увидеть работу нескольких эвакуаторов. Но исколесив узкие улочки центральной части города, миновав Крещатик, так и не встретили «паука». Через три часа безрезультатных скитаний нам улыбнулась удача: на бульваре Шевченко стоял эвакуатор с погруженной машиной! Мы решили, что добежать к нему не успеем: раз погрузил – значит, скоро уедет. Однако он почему-то не спешил уезжать. Может, нас ждал? Но даже после того как мы подошли, он еще в течение сорока минут стоял на одном месте, а люди, работающие на нем, вроде бы чего-то или кого-то ждали. Мы стали невдалеке от «паука» и начали наблюдать. Когда нашему терпению пришел конец, мы направились к нему, и только в эту минуту работники «Киевдорсервиса» быстренько засобирались уезжать. Сотрудник милиции, который работает вместе с эвакуатором, разговаривать с нами отказался наотрез. «Эвакуаторщики» оказались более общительными и объяснили, что все это время они просто… обедали.
За день нам повстречалось еще несколько эвакуаторов. В последующие дни мы снова понаблюдали за их работой, причем в разное время суток. Как оказалось, иногда эвакуаторы все же уезжали сразу после погрузки, но чаще всего «паук» с погруженной машиной никуда не спешит, а спокойно дожидается ее хозяина. После встречи с водителем работник милиции выписывает протокол о нарушении, а представитель «Киевдорсервиса» предлагает оплатить услугу эвакуации (иначе автомобиль не снимут с платформы). Как правило, автовладелец соглашается раскошелиться. Впрочем, работники службы эвакуации иногда поступают по-джентльменски: если они случайно погрузят, например, машину беременной женщины, то штрафовать хозяйку не станут. Кстати, за время нашего рейда мы ни разу не увидели, как увозят дорогие иномарки – Mercedes, BMW, Lexus, Porsche. Даже если они стоят в ряд, для эвакуации почему-то выбирают машину подешевле. Такую выборочную работу механики объясняют малой грузоподъемностью «паука» – дескать, если они решат поднять легковушку весом более 2,5 тонны (например, бронированную), эвакуатор может перевернуться. Поэтому микроавтобусы, представительские седаны или большие внедорожники Hummer он также не утащит.
Загрузил – подождал
Понять действия работников «Киевдорсервиса» можно, если изучить тарифы на эвакуацию, а также знать место расположения штрафплощадки. Она находится довольно далеко от центра (возле Севастопольской площади), поэтому поездка туда и обратно занимает более часа. А за час можно дождаться двух-трех нарушителей. Автовладельцу тоже дешевле оплатить «медвежью услугу» эвакуатора прямо на месте – при этом он экономит и время, и деньги. Забрав машину со штрафплощадки, хозяин заплатит около 220 грн., на месте – от 60 до 160 грн.
На некоторых узких улицах машины сложно эвакуировать по техническим причинам, поэтому «пауки» там не появляются. Например, даже если эвакуатор сможет подъехать и начать погрузку нарушителя на Софиевской улице (которая изобилует знаками с соответствующей табличкой), он загородит узкий проезд, и на дороге возникнет большой затор. Так что многие из «пугающих» знаков с табличками пугают только водителей, которые редко паркуются в этом месте. Автомобилисты, часто стоящие в центре, знают эти и некоторые другие особенности, помогающие минимизировать риск принудительной эвакуации. Например, эвакуатор может забрать только первую или последнюю машину из ряда нарушителей (ту, к которой сможет подъехать). Зато погрузка автомобилей, стоящих во втором ряду на тротуаре, близко к столбу, вплотную к бровке или дереву, в середине ряда между такими же «коллегами», связана с определенными трудностями или риском повредить авто.
Эвакуация – не панацея
Если задуматься об эффективности такой методики работы, легко понять, что она стремится к нулю. Ведь эвакуатор – это грузовой ЗИЛ, по габаритам значительно превосходящий легковушки, которые он перевозит на своей платформе. И, разумеется, значительно больше мешает движению, чем мирно стоящая под запрещающим знаком машина. Фактически происходит следующее: автомобиль, который нужно немедленно убрать с улицы, поскольку он блокирует движение и создает угрозу его участникам, грузят на эвакуатор. Напомним: согласно «Правилам», принятым Киеврадой 26 сентября 2002 года, разрешено принудительное перемещение только тех ТС, которые мешают проезду. «Пауки» же выступают в роли объемных «башмаков», которые до прихода хозяина попросту блокируют автомобиль и доставляют еще больше неудобства другим участникам движения. На узких улицах эвакуатор объезжают, но прямо возле него водители без тени сомнения ставят свои автомобили на стоянку! Их логика понятна: если на платформу погружена машина, «зацепить» другую эвакуатор не сможет. Самые нахальные автомобилисты паркуются на месте, которое только что освободил эвакуатор! В то же время администрация «Киевдорсервиса» может бороться с длительными простоями эвакуаторщиков, если установит на машины обычные тахографы (приборы наподобие тех, которыми оснащают в Европе все камионы и автобусы, чтобы контролировать график работы их водителей).
Итак, по итогам рейда у нас сложилось впечатление, что эвакуаторы практически не помогают очистить город от неправильно припаркованных машин. На сегодня они, скорее всего, выполняют разве что профилактическую работу, выступая в роли «пугала». Но с ней справится и обычный автоинспектор, который будет предупреждать нарушителей о запрете стоянки в данном месте и скором приезде эвакуатора.
С другой стороны, водителям в центре просто некуда деваться. Они вынуждены парковаться там, где есть свободное место. Возле офисов, торговых центров, ресторанов и закусочных почти не предусмотрено площадок под парковки. В европейских городах для этого существуют специальные паркинги, в Киеве же их единицы. И даже если столичные власти приобретут 30 эвакуаторов, проблема не будет решена. Ведь оставлять машины где-то надо…
Эвакуация – процесс коллективный | |
| |
Стоимость услуг эвакуатора |
|
Патрулируемые эвакуатором улицы г. Киева* |
|