Таинство рождения двигателей
Технология сборки силовых агрегатов для отечественных автомобилей
Производство моторов
для машин, выпускаемых на Запорожском автомобилестроительном заводе, расположено
в 120 км от Запорожья – в Мелитополе. Здесь работает подразделение ЗАО
«ЗАЗ», которое называется ХРП «АвтоЗАЗ-Мотор», а двигатели, которые собирают
на этом предприятии, имеют знакомое обозначение МеМЗ.
Завод мощностью 110 тысяч силовых агрегатов в год располагается на двух
участках общей площадью 661,5 тыс. кв. м. ХРП является одним из крупнейших
заказчиков других предприятий Мелитополя (литейных, механических и т.
д.).
После создания СП «АвтоЗАЗ-Daewoo» большинство оборудования и технологических
процессов на Мелитопольском моторном были усовершенствованы, а продукция
завода подверглась модернизации. В частности, повысилась надежность силовых
агрегатов (см. диаграмму). Сегодня завод гарантирует надежную и бесперебойную
работу двигателей на протяжении 130 тыс. км пробега автомобиля. В последнее
время «АвтоЗАЗ-Мотор» работает над дальнейшим усовершенствованием своей
продукции. Так, одна из главных задач, стоящих перед сотрудниками предприятия,
– приведение норм токсичности двигателей к европейским нормам Евро 2 и
Евро 3. Впрочем, моторы, соответствующие нормам токсичности Евро 2, уже
выпускаются и устанавливаются на серийные автомобили, а модель, отвечающая
требованиям Евро 3, сейчас проходит испытания в России (полигон в Димитровграде).
Конструкторский отдел завода трудится над созданием шестнадцатиклапанного
мотора с двумя распредвалами, а также двигателя с улучшенными характеристиками.
Кроме того, ведется работа по внедрению мелитопольских силовых агрегатов
на автомобили ВАЗ, ЛуАЗ, «Ока».
Продукция ХРП «АвтоЗАЗ-Мотор»* |
|
Мелитопольскому моторному – 95 лет!
Завод,
который сегодня выпускает двигатели для «Таврий» и «Сенсов», был создан
именно как моторостроительное предприятие 95 лет назад. В 1908 году предприниматель
И. Ф. Заферман основал здесь чугунно-литейный завод по производству стационарных
нефтяных двигателей (для молотилок, мельниц и т. д.). В 1918 – 1921 годах
он был национализирован и получил название «II Советский завод». С 1960
года, когда он стал филиалом «АвтоЗАЗа», на предприятии выпускают двигатели
для автомобилей ЗАЗ. Сначала – с воздушным охлаждением, а с 1988 года
– с жидкостным.
Редакция благодарит «Клуб автожурналистов» и компанию «УкрАвто» за помощь
в организации поездки